ВЕКТОР


Слон и моськи

Чиновники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) решили ограничить аппетиты самого “Газпрома”. Вчера они вынесли беспрецедентное решение, запретив концерну и его “дочкам” покупать контрольные пакеты российских газовых компаний. Правда, грозное предписание появилось уже после того, как ФАС выдала “Уренгойгазпрому” долгожданное разрешение на консолидацию 51% “Нортгаза”. “Не допустим дальнейшего усиления “Газпрома” на газовом рынке России”, – храбрятся чиновники ФАС, обещая грудью встать на защиту еще не окученных монополией газовых компаний. Их осталось всего две: “Итера”, у которой “Газпром” уже отобрал почти весь газовый бизнес, и “НОВАТЭК”, удачно разместившийся недавно в Нью-Йорке. Может, последнему решение ФАС и на руку. А вот “Итера”, пытавшаяся продать “Газпрому” единственную оставшуюся у нее крупную газодобывающую компанию – “Сибнефтегаз”, попала в щекотливое положение. Бизнес “Сибнефтегаза” напрямую зависит от “Газпрома”, не желающего подключить его к своей трубе. Теперь-то уж монополии точно нет никакого резона это делать. Впрочем, не все потеряно. Как поясняют чиновники ФАС, их запрет распространяется только на компании, входящие в группу “Газпром”. Но монополия может создать, например, совместное предприятие с “ЛУКОЙЛом” и купить все, что захочет. Даже “НОВАТЭК”, если деньги найдет. К тому же пакеты менее контрольного покупать не возбраняется. Впрочем, пока “Газпром” единолично контролирует газовую трубу, ему никакие запреты ФАС не страшны: бизнес независимых газовых компаний и так полностью зависит от него.

Надоевшая приватизация

Вчера долгожданный проект указа президента, выводящий 75% минус одна акция “Связьинвеста” из стратегических предприятий и дающий таким образом ход процессу приватизации холдинга, попал на подпись к президенту. Его наконец согласовало правительство. Однако на этот шаг на пути к приватизации телекоммуникационной монополии рынок отреагировал достаточно вяло. Например, вчера по наиболее ликвидным активам “Связьинвеста” в РТС вообще не было сделок, а ведь когда проект президентского указа в феврале только-только “вроде бы” был согласован, акции дочерних компаний “Связьинвеста” подорожали на 10%, что составило тогда $300 млн. Однако затем проект указа, внесенный Минэкономразвития в правительство в апреле, был возвращен на доработку из-за возражений силовых ведомств, а также для согласования с Минфином и Федеральной антимонопольной службой. Поэтому теперь почти готовый указ не воодушевил аналитиков: даже назначенная на следующий год приватизация может забуксовать в любой момент по каким-нибудь организационным причинам.

Своевременное выступление

Кемеровский губернатор Аман Тулеев ополчился на “Сибнефть”. Его возмутило намерение входящего в эту компанию Омского НПЗ поднять цены на нефтепродукты на 3 руб. за литр. А поскольку завод находится в чужом регионе, Тулееву пришлось жаловаться “наверх” – председателю правительства России, главе Минпромэнерго, спикерам Госдумы и Совета Федерации, председателю Федерации независимых профсоюзов, главе Федеральной антимонопольной службы. Губернатор подчеркивает, что Омский НПЗ является региональным монополистом, и требует “остановить ценовой беспредел, который ведет к ограблению населения”. В телеграммах Тулеева констатируется, что Кузбасс на решение Омского НПЗ повлиять не может, поскольку не имеет для этого ни юридических, ни экономических рычагов. Хотя в интервью “Интерфаксу” он и грозил исками со стороны кемеровской администрации. Скорее всего Тулеев надеется не на суд, а на введение административного регулирования цен на федеральном уровне. И с этой точки зрения демарш губернатора как нельзя более своевременен. Ведь всего лишь днем ранее глава Росэнерго Сергей Оганесян публично заявил, что власти уже находятся “на грани” такого решения.