Берлин – Москва: Помимо трубы


Владимир Путин приехал в Германию за 10 дней до федеральных выборов. Российский президент и его друг канцлер Германии Герхард Шредер вместе дали старт проекту стратегической важности, подчеркивая тем самым формирование энергетического альянса между двумя странами.

Российский энергетический гигант “Газпром” и несколько крупнейших германских корпораций подписали вчера соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода, который пройдет из России в город Грайфсвальд. Несмотря на две мировые войны и последовавшие разделения в Европе и Германии, у России и Германии много общих интересов. Германия снова становится российскими воротами на Запад. Близкие личные отношения между Гельмутом Колем и президентами Михаилом Горбачевым и позже Борисом Ельциным, а также нынешние взаимоотношения между Шредером и Путиным – видимое выражение партнерства, основанного на общем культурном наследии. Две страны связаны, конечно, и растущим товарооборотом, и инвестиционными отношениями, которые не ограничиваются энергетической сферой, и международной борьбой с терроризмом. Россия – ценный партнер Европы в нарастающей конкуренции с Азией, и в особенности Китаем.

Германия могла бы служить для России примером, который помог бы ей направиться по пути большей открытости, оставить позади метания между стремлением к Западу и к уходу в себя. Однако немецким политикам следует действовать осторожно, чтобы не оказаться в положении чрезмерной энергетической зависимости от России. Чтобы строить отношения с Россией на позитивной основе, Германии следует оставаться глубоко укорененной в Европейском союзе и НАТО, а также сохранять крепкие трансатлантические связи. Гельмут Коль хорошо помнил об этом, а Шредер этим принципом пренебрег, объединившись с Жаком Шираком в оппозиции США по поводу войны в Ираке.

Конечно, это помогло Шредеру выиграть последние выборы, но он потерял драгоценную возможность для маневра во внешней политике. Он поставил себя в слишком зависимое положение от Ширака и Путина, создав раскол в НАТО и Евросоюзе, а также дав почву пусть и излишним, но понятным опасениям в странах, расположенных между Германией и Россией.

Ангеле Меркель, лидеру христианских демократов, которая, возможно, станет следующим канцлером, предстоит извлечь уроки из опыта контактов предшественников с Парижем, Брюсселем, Варшавой, Вашингтоном и Москвой. Ей следует постараться выстроить более сбалансированный подход к продвижению интересов Германии и Европейского союза в целом – и не в последнюю очередь в их связи с интересами новых членов ЕС.

Это совсем не простая задача, учитывая экономические проблемы Германии, трудную ситуацию, связанную с отказом французских и голландских граждан поддержать принятие единой конституции ЕС, стратегическое смещение США в сторону от Европы и, наконец, неясное – если не сказать авторитарное – направление развития России, оказывающей плохо скрываемое давление на Польшу и страны Балтии.

Недавно в Варшаве Меркель заверила принимающую сторону, что при ее руководстве не будет ни каких-либо российско-германских сделок, ни парижско-берлинско-московской оси, создаваемой “поверх поляков”. Возможно учитывая эти настроения, президент Путин решил поскорее приехать в Берлин до выборов 18 сентября, чтобы застолбить газопроводную сделку.

Немецкие промышленники будут довольны, а Шредер получит некоторый предвыборный бонус. Так что Меркель, которая долго жила в ГДР и говорит по-русски, возможно, постарается сыграть здесь свою игру.

Как вероятный будущий канцлер, она осуществит попытку сделать политику по отношению к России более “общеевропейской”, по возможности избегая односторонних шагов и лучше учитывая особые интересы новых членов ЕС, а также и стратегически важных соседей ЕС, прежде всего Украины. Но она не пойдет так далеко, чтобы позволить, к примеру, Польше определять содержание политики по отношению к России, значимость которой она полностью осознает.

Взвешивая все это вместе, нужно сказать, что Меркель столкнется со сложнейшей задачей выстраивания отношений с Россией, этим близким, но непростым союзником, а также с задачей поиска нового баланса в трансатлантической и внутриевропейской политике. Без международной поддержки успеха ей не добиться. (FT, 5.09.2005)