Было за что выгнать


На правительство Тимошенко экономисты возлагали большие надежды. В конце октября 2004 г. аналитики “Ренессанс Капитала” выпустили доклад “Украина: Обратно к цивилизации?”, в котором прогнозировали ускорение структурных реформ, сохранение быстрых темпов роста экономики и фондового рынка. А в январе Программа развития ООН (ПРООН) презентовала президенту Виктору Ющенко развернутую программу снижения налогов, реформы госслужбы и сокращения вмешательства государства в экономику.

Но “оранжевое” правительство сделало все наоборот. “Увлекшись реприватизацией, оно вообще не занималось структурными реформами”, – замечает профессор Российской экономической школы Константин Сонин. А саму реприватизацию правительство Тимошенко превратило в перераспределение собственности в своих интересах, добавляет экономист: “Они просто шли по списку предприятий, которыми владеют местные олигархи”. Ушедшее правительство занималось нелегальным отъемом частной собственности, считает депутат Александр Лебедев, которого чиновники пытаются лишить киевской гостиницы “Украина” и курортного комплекса в Алуште.

Правительство обнаружило и неожиданную для экспертов страсть к прямому регулированию цен – в апреле Тимошенко обвинила нефтяников в ценовом сговоре и установила госрасценки на нефтепродукты. Месяц спустя помирившийся с нефтяниками Ющенко назвал эту политику “примером того, как не надо делать”. Точно так же правительство установило цены на украинское и импортное мясо, рассказывает Акимова.

Из разных органов исполнительной власти было уволено порядка 20 000 чиновников, в чьей лояльности сомневалась новая власть, и на местах возник явный дефицит профессиональных кадров, рассказывает Лебедев. Были повышены налоги для малого бизнеса, добавляет Акимова, а свободные экономические зоны (СЭЗ), охватывавшие около 10% территории Украины, были отменены “за одну ночь”. Все международные эксперты рекомендовали Ющенко закрыть эти “налоговые дыры”, но никто не предлагал делать это одномоментно, возмущается она. В результате доходы бюджета резко выросли, но защищенные условиями СЭЗ металлургические предприятия и автозаводы почувствовали себя очень плохо, добавляет она.

Экономика быстро отреагировала на действия новых властей: темп роста ВВП постепенно снизился с 12,1% в 2004 г. до 1,1% в июне, а промышленность, в 2004 г. прибавившая 12,5%, в июне упала на 0,9%, а в июле – уже на 2,4% против уровня прошлого года. Темп роста инвестиций к марту упал вшестеро против прошлогоднего (с +28% до +4,5%), а черная металлургия в июне и вовсе потеряла 9,3%.

И лишь полная замена персонала таможенной службы позволила увеличить поступление пошлин в бюджет на фантастические 67% против прошлогоднего при почти том же уровне экспорта и импорта. Но система таможни не реформирована и, когда новые чиновники “адаптируются”, доходы вновь упадут, полагает Акимова.

Сейчас инвесторы могут только гадать, кто будет в новом правительстве, какую политику оно возьмется проводить и даст ли на это добро Верховная рада, отмечает Екатерина Малофеева из “Ренессанс Капитала”. Вчера украинский фондовый индекс упал на 1,3%, поскольку паралич власти на время смены кабинета министров неизбежен, говорит Малофеева.