ДУМКА МОСКАЛЯ: В отставку. И обедать, обедать


КИЕВ – “Кризис есть? Хаос есть” – спрашивает по телефону редактор. А? Я пытаюсь одновременно налить кофе и насыпать корм кошке. “У вас теперь не только ГАИ, но и правительства нет”, – информирует он меня из Москвы. Я мгновенно просыпаюсь и с ужасом вешаю трубку. Пока суд да дело, кошка выпархивает из окна в свободное плавание, с четвертого этажа. Мне это гораздо важней, чем какое-то там правительство – котенка подарил на новоселье украинский поэт Сергей Жадан, да еще и назвал его Кокотюха (по имени другого писателя).

Выжил Кокотюха, не разбился. А вот правительства действительно больше нет, разбилось вдребезги. И харизматичной Тимошенко нет, и ее заклятого врага, председателя Совета национальной безопасности Петра Порошенко, тоже больше нет.

Ющенко остался в полном одиночестве. Уволил и свое окружение, и всех министров. Практически все, кто был с президентом на Майдане, – теперь оказались на улице. Один знакомый шутит, что Ющенко, мол, строит модель села размером со страну. И теперь стал полновластным председателем колхоза.

Бомба, разорвавшаяся утром, едва ли сильно интересует кого-то, кроме политтехнологов и журналистов. Им действительно придется работать сверх меры, строить новые версии и прогнозы. А вот людям все происходящее более-менее по барабану. В интернет-блогах практически полное молчание или шутки. Одна журналистка написала, что теперь для полноты картины Ющенко должен застрелиться на майдане Незалежности. Другой пишет на имя президента прошение о собственной отставке. А на улице я подслушал разговор пожилой киевлянки. “Все меняется, вот правительства больше нет”, – заметила она подруге и продолжила беседу о более интересных вещах.

Больше волнуют пробки на дорогах. Выросшие цены на бензин, за которые водители матерят правительство почем зря, на поток автомобилей никак не повлияли, а вот неразбериха с ГАИ – повлияла. Я звоню знакомой. Говорю: “Правительство!” Она: “Стою в пробке!” Я снова: “Отставка!” “Да ну, давай лучше пообедаем”, – говорит она.

В Киеве еда – это святое. Кафе в городе много, готовят пристойно. Тут же вспоминается, с чего началась вся кутерьма: госсекретарь Александр Зинченко пару дней назад подал в отставку и обвинил Порошенко, Третьякова и Мартыненко в коррупции. Когда его спросили, чем он собирается заниматься, он сказал: “Прежде всего, пойду обедать”. Это был первый звоночек, и аналитики заговорили о кризисе. Впрочем, никто не думал, что президент послушается своего бывшего секретаря – Ющенко не воспринимают как решительного политика, а Порошенко считают накрепко повязанным с ним кумовством.

Но президент – не просто решительный, а опытный и хитрый политик. Он выстроил систему власти так, что без его личного решения не делается ничего. Не спасовал и прошел все ужасы предыдущей предвыборной кампании – в том числе и отравление. Он не испугался назначить премьером фигуру, неприемлемую для Кремля. Теперь он стравил своих соратников и в результате не оправдал ожидания ни тех ни других – выставил за дверь всех.

Первая реакция аналитиков – это дела предвыборные. Что, впрочем, очевидно: главная интрига грядущих выборов – вместе ли пойдут в парламент Тимошенко и “Наша Украина”. Про это же говорил и президент в своем обращении – в команде появилась атмосфера избирательной кампании, сказал он, а население стало свидетелем “сладких обещаний, которые с каждым днем будет выполнять все тяжелее и тяжелее”.

Но и сам президент умело воспользовался событием в собственных электоральных целях. По продуманности президентской пресс-конференции видно, что отставка правительства – решение не спонтанное. Популизм премьера стал уже притчей во языцех, и все думающие украинцы отлично понимают, что с такой программой экономике страны ничего не светит. В придачу Ющенко показал себя настоящим стратегом – он не идет в фарватере уже заданных тем, а создает их сам: ведь главной темой грядущей кампании станет постреволюционный синдром, а президент своим решением показал, что разочарован и сам, чем оградил себя от будущих упреков.

Опасность, которая теперь подстерегает президента, – это вовсе даже не “Одиночество Ющенко – 1”. По большому счету, отставка правительства – блеф, других министров и политиков у страны просто нет. Да и Ющенко тут же объявил, что все уволенные – его друзья и он надеется, что они будут работать в единой команде. Опасность в другом – в одиночестве власти как таковой. Как в притче про пастушка, власти слишком часто кричат: “Волки!” – и теперь, после колоссальной политизированности во время революции, украинцы уже на эти крики просто не реагируют.