Две скважины для Абрамовича

С. Петров

Казахстан превращается в модное место среди российских нефтяников, желающих потратить деньги за пределами России. “ЛУКОЙЛ” много лет разрабатывает месторождения Тенгиз, Карачаганак и Гумколь. “Роснефть” в июле подписала с госкомпанией “Казмунайгаз” СРП до 2060 г. по разработке Курмангазы, расположенного на шельфе Каспия.

Американская BMB Munai основана в мае 2003 г. Занимается разведкой и добычей нефти и газа в Казахстане. По 18% акций принадлежит трем ее основателям: ее гендиректору Борису Чердобаеву, председателю совета директоров Caspian Servises Миргали Кунаеву, председателю совета директоров казахстанского банка “Центркредит” Бахытбеку Байсеитову. Остальные акции обращаются на рынке. BMB Munai имеет листинг на OTCC Bulletin Board в Нью-Йорке и Deutsche Borse. Капитализация по итогам торгов на внебиржевом рынке OTCC BB $255 млн. В июне 2004 г. BMB Munai консолидировала 100% казахской Emir Oil, разрабатывающей месторождения Аксаз – Долинное – Эмир, в 50 км от нефтеналивного порта в Актау на Каспии. По стандартам SEC запасы компании – 109 млн баррелей (14,6 млн т) нефти. Добыча – 1000 баррелей в сутки. Выручка за апрель – июнь 2005 г. – $0,66 млн.

Их примеру, похоже, решили последовать и акционеры “Сибнефти”. Они присматриваются к небольшой компании BMB Munai, которая разрабатывает месторождения неподалеку от нефтеналивного порта в Актау на Каспии.

Представители акционеров “Сибнефти” с начала лета ведут переговоры о покупке контрольного пакета американской компании у ее основных совладельцев, утверждает источник, близкий к переговорам. По его словам, BMB Munai – не единственный актив в Каспийском регионе, привлекший внимание Millhоuse Capital. “Millhоuse рассматривает регион как место, куда они смогут вкладывать деньги, полученные от продажи активов в России”, – рассуждает он. Факт переговоров подтвердил “Ведомостям” и один из акционеров BMB Munai. Стороны еще не договорились о цене, добавляет источник, близкий к BMB Munai. Представители “Сибнефти” отказались от комментариев, а связаться с официальным представителем Millhоuse не удалось.

Если акционеры “Сибнефти”, готовые продать свои российские активы, решат сделать ставку на Каспийский регион, они смогут рассчитывать на политическую поддержку российских и казахских властей, считает директор Института энергетической политики Владимир Милов.

Однако кроме “Сибнефти” на BMB Munai есть и другие претенденты, говорит источник, близкий к американской компании. Один них – китайская CNPC, выложившая недавно $4,2 млрд за PetroKazakhstan. Связаться с представителями CNPC вчера не удалось.

Руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский называет BMB Munai одной из самых дешевых компаний в Каспийском регионе: исходя из капитализации баррель ее запасов стоит $3, в то время как PetroKazakhstan был продан за $8 за баррель. Правда, сделка между CNPC и PetroKazakhstan привела к сильному росту акций BMB Munai: с $5,5 в конце июля до $7,7 вчера.

Но акционерам BMB Munai надо поторопиться с привлечением инвестора, считает Дашевский: компании не хватит собственной выручки на оплату операционных расходов и капвложений.

Однако управляющий фондами Prosperity Capital Managment Иван Мазалов считает BMB Munai “слишком дорогой”. “Ее покупка по рыночной цене – неразумная сделка”, – говорит он. Дело в том, что, несмотря на запасы компании, ее “перспективы неясны”, так как пока она пробурила всего две скважины и ее добыча и выручка очень низки. “Я не стал бы платить $255 млн за две скважины, когда их можно пробурить всего за $1,5 млн”, – резюмирует Мазалов.