Конкурс для кредитора


Объем кредитов, предоставленных российскими банками местным органам власти на 1 августа, исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков оценил в 62,1 млрд руб. Согласно отчетности крупнейших банков наибольший объем ссуд выдан Внешторгбанком (17 млрд руб.), Сбербанком (11 млрд руб.) и Росбанком (5,3 млрд руб.). Представители этих банков не смогли уточнить, участвовали ли они в судебных тяжбах с ФАС. “В первую очередь эта проблема затрагивает небольшие региональные банки, тесно сотрудничающие со своими администрациями”, – рассказывает исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам Андрей Емелин. О каких банках идет речь, он не уточнил.

Банкиров беспокоит деятельность территориальных управлений ФАС, предъявляющих судебные иски о признании недействительными кредитных договоров, заключенных коммерческими банками с муниципальными образованиями. Об этом говорится в письме президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна к председателю Высшего арбитражного суда Антону Иванову.

Представители ФАС апеллируют к статье 13 закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”, согласно которой перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется на открытом конкурсе, отмечает Тосунян. Но такую аргументацию в АРБ считают неправомерной. Ведь кредитование нельзя назвать операцией со средствами бюджета – оно происходит за счет средств кредитной организации. Поэтому АРБ призывает ВАС дать оценку сложившейся ситуации, дабы избежать многочисленных судебных споров.

В ФАС уверяют, что руководствуются не размером банка, а принципом: работающие с бюджетом банки должны определяться по конкурсу. “Тем более что кредит погашается за счет средств бюджета”, – отмечает замруководителя департамента конкуренции на финансовых рынках Юлия Бондарева. В АРБ же считают, что ФАС вольно трактует законодательство. Ответа от ВАС в АРБ пока не получали.

Если ВАС примет позицию ФАС, то возникнет законодательная коллизия, предупреждает директор департамента администрирования кредитных продуктов БИН-банка Александр Лукин. Он отмечает, что привлечение кредитов закладывается в местные законы о бюджетах. Там же, как правило, предусматриваются и гарантии по ним. В результате один закон противоречит другому, резюмирует он. К тому же будет странно смотреться решение суда о недействительности кредитного договора, когда обе стороны согласны с его условиями, иронизирует Лукин. Ни один бюджет не может обойтись без кредитов, поскольку кассовые разрывы неизбежны, добавляет вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко. Проведение конкурсов требует времени и не всегда возможно, поскольку конъюнктура рынка, особенно при краткосрочных займах, очень часто меняется, отмечает Лапко.

Банкиров поддерживают и независимые юристы. “Когда муниципалитет расплачивается по кредиту, банк все равно не осуществляет операции со средствами бюджета. Так что согласно и букве, и смыслу закона кредиты не попадают под его действие”, – убежден начальник юридического отдела “РСМ Топ-аудит” Евгений Каган.

Если заключенные договоры будут признаны недействительными, банкиры пострадать не должны – в Гражданском кодексе прописан механизм возврата средств и компенсации за их использование. Но вряд ли кому-либо это принесет пользу, говорит Лукин. В любом случае хлопоты будут не велики – на подобные ссуды приходится менее 1% совокупных активов российских банков, подсчитал Лепетиков.

Внимание к использованию бюджетных средств сейчас велико, однако претензии контролирующих органов зачастую неадекватны, говорит вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков. Обслуживание его банком средств местного бюджета неоднократно вызывало нарекания различных служб, но еще ни разу их состоятельность не была доказана в суде, отмечает он. С января вступает в силу новый закон о проведении конкурсов, который сделает процедуру их проведения максимально прозрачной, надеется Бондарева.