Проект “Б”: Налог на маму


В последнее время разнообразные чиновники постоянно говорят, что нужно улучшать демографическую ситуацию. И что женщины не рожают детей, потому что нет денег или не хотят бросать работу, и что, если так пойдет и дальше, население страны к 2050 г. уменьшится в полтора раза. Одни депутаты Госдумы предлагают выплачивать из бюджета крупные суммы за рождение третьего, например, ребенка в семье, что совсем уже неправильно, потому что нельзя рожать детей за деньги. Другие – обложить половозрелых граждан налогом на бездетность (6% от зарплаты, как было в СССР), что не хотелось бы даже обсуждать.

Пособия, которые выплачиваются из соцстраха в течение двух месяцев до родов и двух после, не облагаются налогами, но по закону их сумма не может превышать 12 480 руб. вне зависимости от размера зарплаты. Некоторые хорошие работодатели добровольно доплачивают своим сотрудницам, и в итоге они получают не меньше, чем привыкли. Но “пособием” такие доплаты не считаются, поэтому девушки платят подоходный налог два месяца до родов и два месяца после и даже в тот день, когда собственно рожают. И государство выглядит в этой ситуации как-то не очень достойно, потому что можно хотя бы в эту важную минуту оставить девушку в покое.

Пока ребенку не исполнится полтора года, по закону можно не работать, а деньги на жизнь брать из соцстраха – 500 руб. ежемесячно. И эту символическую плату, которая полагается даже очень богатым, нельзя отменить как раз потому, что она символическая: государство готово платить за то, чтобы полтора года мама и ребенок были неразлучны. Но мои знакомые девушки государственной заботы не ценят и выходят на работу очень рано и исправляют демографическую ситуацию без отрыва от производства, продолжая удваивать ВВП. А государство при этом не только экономит на пособии, но и собирает с них подоходный налог, а с работодателя – ЕСН, чтобы безработные девушки могли сидеть дома и получать 500 руб.

И если освободить молодых мам от налога на те же полтора года, это будет гораздо более понятный и менее затратный сигнал, чем символическое пособие. Никаких налоговых “схем” в этой связи придумать невозможно, потому что рожать каждые полтора года, не выходя из офиса, все-таки довольно тяжело. Можно, конечно, приурочить к рождению ребенка какой-нибудь крупный бонус или обналичивать зарплату всего топ-менеджмента через одну-единственную секретаршу, но и с этим можно бороться (указав, например, в законе, что льготируемый доход должен быть не выше среднего за последние год или два).

Противники идеи скажут, что она стимулирует девушек выходить на работу раньше, что может плохо сказаться на развитии малыша. Но любить и каждую минуту быть рядом – это не одно и то же. К тому же те счастливые мамы, которые могут позволить себе забыть обо всем, кроме ребенка, вряд ли откликнутся на подобное предложение. Поэтому глупо надеяться, что льгота сильно улучшит демографическую ситуацию. Социологи утверждают, что, принимая демографические решения, человек не мыслит категориями экономики. Дети рождаются сами собой, и поправки в Налоговый кодекс содействуют этому не больше, чем бокал хорошего вина. Просто льготы сильно помогли бы девушкам, которые работают, отдают кредиты и, в принципе, способны прокормить себя и ребенка. То есть тем, чьи дети вырастут и удвоят за свою жизнь не один ВВП.

Хоть и не хотелось бы, конечно, рожать их именно с такой установкой.