Распродажа в ТНК-BP


Под такую сделку всегда можно привлечь деньги, ведь эти активы сразу будут приносить $400–500 млн прибыли в год, думают аналитики. По их мнению, это могли бы сделать не только Гуцериев, но и “Базовый элемент” Олега Дерипаски, государственная “Роснефть”, “Сургутнефтегаз”, накопивший около $10 млрд средств. В этих компаниях не стали комментировать ситуацию. А “Русснефти” было бы особенно выгодно купить эти активы, ведь тогда она увеличила годовую добычу до 17 млн т нефти, вплотную приблизившись к “Татнефти”. Представитель “Русснефти” заявил “Ведомостям”, что активы ТНК-ВР его компанию не интересуют. Но источник, знакомый с Гуцериевым, утверждает, что такая сделка возможна. “Она может занять 1–2 месяца. А если договоренность будет, “Русснефть” могла бы привлечь синдицированный кредит”, – поясняет он.

Продав все перечисленное, ТНК-BP заработала бы около $2,5–2,7 млрд, полагает Громадин. Половину этой суммы составляет “Удмуртнефть” (ее капитализация на вчерашний день – $1,3 млрд). В $2–2,5 млрд оценивает эти активы Дашевский. Сотрудник крупной нефтяной компании предположил, что ТНК-BP могла бы потратить эти деньги на выкуп части доли в компании у российских партнеров BP – консорциума “Access/Ренова” и “Альфа-групп”, которым принадлежит 50% ТНК-BP. Сергей Суверов из Газпромбанка считает такой вариант, а также выплату компанией дивидендов вполне допустимым. В самой компании это не комментируют.

ТНК-ВР ведет переговоры о продаже части своего бизнеса, рассказали “Ведомостям” сразу несколько источников, близких к компании. Двое из них уточняют, что она хочет избавиться от “Саратовнефтегаза” (добыча – 1,6 млн т нефти в год), а также “Орскнефтеоргсинтеза” (НПЗ в Оренбургской области, в 2004 г. произвел 633 800 т бензина) и “Оренбургнефтепродукта”, владеющего сетью из 100 АЗС в том же регионе.

“Эти активы относятся к числу низкорентабельных. И продать их компания может в рамках программы реструктуризации активов”, – поясняет один из них. По его словам, ТНК-ВР по настоянию ВР хотела бы сосредоточиться на работе в Западной Сибири и продать предприятия, расположенные в европейской части страны. Желающих приобрести их немало, говорит он и не исключает, что активы могут быть распроданы по отдельности. Несколько источников, близких к компании, называли вероятным покупателем всех активов “Русснефть” Михаила Гуцериева. Один из собеседников “Ведомостей” подчеркивает, что он не единственный, а между претендентами могут организовать аукцион. Он считает, что активы могли бы заинтересовать широкий круг покупателей.

Еще один возможный кандидат на продажу – “Удмуртнефть” с добычей 5,5 млн т нефти в год. Об этом сообщили сразу трое собеседников “Ведомостей”. Но еще один источник, знакомый с ходом переговоров, предупреждает, что финальное решение о продаже “Удмуртнефти” не принято.

Представитель ТНК-ВР подтвердил “Ведомостям”, что компания намерена пересмотреть свой портфель активов. Не исключено, что о новой стратегии компании сегодня на пресс-конференции объявит ее президент Роберт Дадли. Но, уверяет менеджер компании, пока никаких сделок и соглашений не заключено.

Эксперты называют решение ТНК-BP неожиданным. Цены на нефть перешагнули отметку в $60 за баррель, а свободных нефтяных предприятий в России практически не осталось. У ТНК-ВР не так много перерабатывающих мощностей, чтобы разбрасываться ими, а “Саратовнефтегаз” и “Удмуртнефть”дают около 10% от 70-миллионной добычи компании, отметили несколько аналитиков ведущих инвестбанков. “Все вместе эти активы могли бы даже составить небольшую интегрированную компанию, отмечает Андрей Громадин из МДМ-банка. Но расставшись с перечисленными активами, стратегически ничего не потеряет, уверен стивен Дашевский из “Атона”: качество нефти “Саратовнефтегаза” и “Удмуртнефти” невысоко, Орский НПЗ – один из худших в отрасли.