Хрупкая конкуренция


В конце прошлой недели Русская содовая компания договорилась с петербургской администрацией о строительстве завода листового стекла. Инвестиции в завод мощностью примерно 600 т в сутки (или 220 000 т в год) составят 220 млн евро, рассказывает гендиректор РСК Валерий Закоптелов. По его словам, строительство компания намерена профинансировать из собственных средств.

Кому принадлежит РСК, ее гендиректор не раскрывает. Источник, знакомый с ситуацией в химической промышленности, называет эту компанию “дружественной” совладельцу “СУАЛа”, ТНК-BP и группы “Ренова” Виктору Вексельбергу. О том же говорит и заведующий отделом стандартизации и испытаний Московского института стекла Александр Чесноков. Правда, гендиректор “Ренова-Проекта” Алексей Евгеньев отрицает какие-либо связи между РСК и структурами Вексельберга.

Строительство завода должно начаться в следующем году, говорит Закоптелов. По данным Комитета по инвестициям петербургской администрации, реализация проекта займет два года, а окупится он за 6–8 лет. В Смольном уже подобрали участок под новый завод – это площадка в 50 га в поселке Металлострой на юго-восточной окраине города. По словам зампредседателя Комитета по инвестициям Николая Асаула, город готов передать этот участок РСК.

Закоптелов предполагает, что основными потребителями продукции петербургского завода станут автопроизводители. “Прямых конкурентов по автомобильному стеклу у нас не будет”, – утверждает Закоптелов. Главным преимуществом завода он считает близость к потребителю. В Ленинградской области с 2002 г. собирает автомобили российская “дочка” Ford. В 2007 г. свой завод планирует запустить Toyota. Возможность построить автомобильный завод в Петербурге рассматривает и концерн DaimlerChrysler. “Автопром потребляет до 350 000 т стекла в год. Однако этот рынок уже занят”, – говорит Чесноков из Московского института стекла. Борский стекольный завод обеспечивает потребности всех автопроизводителей, соглашается аналитик ОФГ Елена Сахнова.

Борский стекольный завод, выпускающий около 400 000 т стекла в год и принадлежащий Glaverbel, – главный поставщик автомобильного стекла в России. Его клиентами являются, в частности, “Форд Мотор Компани” и “АвтоВАЗ”. Российский рынок стекла сегодня заполнен, спрос и предложение на нем сбалансированы, считает пресс-секретарь Glaverbel Vostok Алиса Сычева. Тем не менее представители “Форд Мотор Компани” и “АвтоВАЗа” сказали “Ведомостям”, что готовы рассматривать предложения других производителей стекла.

“Появление в Петербурге такого мощного завода [РСК] серьезно усилит конкуренцию”, – полагает Андрей Крылов, гендиректор Северо-Западной стекольной компании, которая строит в Киришах (Ленинградская область) стекольный завод мощностью 165 000 т за $96 млн. Продукция киришского завода будет поставляться в основном строителям, но Крылов рассчитывает и на договоры с автопроизводителями.

РСК намерена в течение пяти лет построить стекольные заводы также в Москве, Новосибирске и Перми, говорит Закоптелов. Они будут снабжать строителей. На строительном рынке РСК придется конкурировать с тем же Glaverbel, который в начале этого года открыл завод мощностью 220 000 т в Клину, а также с Pilkington, который собирается запустить производство аналогичной мощности в Раменском. Рынок настолько велик, что на нем хватит места еще 4–5 производствам, убежден Закоптелов.

В Pilkington отказались от комментариев.