КОММЕНТАРИИ КОНСУЛЬТАНТА: Специализация: да или нет?


Странная вещь: возьмите буклет любой школы из первой двадцатки рейтингов, и вы непременно встретите слово “специализация”. Неужели и ведущие школы увлеклись этой идеей?

На самом деле здесь речь идет о несколько другой специализации. Пока никто не отменял правила, что “обучение по программе МВА – это обучение основным управленческим навыкам”. Одним словом, бизнес-образование нужно не для того, чтобы стать экспертом, например, в спортивном менеджменте или в винодельческом бизнесе, а чтобы научиться управлять бизнесом в любой отрасли. Когда же та или иная бизнес-школа заявляет о специализации, то под ней подразумевается акцент на каком-либо одном аспекте ведения бизнеса (маркетинг, финансы, управление персоналом, информационные процессы и т. д.). Первые три направления существуют в подавляющем большинстве бизнес-школ достаточно давно. В традиционных программах МВА специализация означает, что около четверти предметов будут относиться именно к выбранной области. Все остальные дисциплины дают обязательный и традиционный набор управленческих знаний и навыков.

Следует понимать отличие этой специализации от отраслевой, о которой было сказано выше. Коневодство и церковная программа – это, конечно, редкость, а вот специализации в здравоохранении, в промышленности, в сельском хозяйстве встречаются все чаще.

Диверсификация программ МВА имеет как сторонников, так и противников. Одни уверены, что выпускник узкоспециализированной программы МВА легче и быстрее получит работу в выбранной им отрасли; другие считают, что такое обучение несерьезно.

“Избежать выделения отдельных направлений программ МВА сегодня почти невозможно, и с этим приходится мириться”, – отмечает профессор Джайк Йон Кен, директор дневного обучения по программам МВА Manchester Business School. По его мнению, термин “специальный МВА” – это оксюморон современности, поскольку изначально бизнес-образование было задумано как степень в сфере общего менеджмента. Когда стало очевидно, что рынок близок к насыщению, некоторые школы в стремлении выделиться из общей массы стали ориентироваться на определенные маркетинговые ниши. “Возможно, для них это был единственный способ выжить, но такая идея – против самой концепции МВА”, – объясняет Йон Кен.

В США рынок специальных программ также процветает, потому что они привязаны к отдельным сегментам рынка, например индустрии спорта или гостиничному бизнесу.

В России узкоспециализированные программы МВА в последние годы стали очень популярны, и почти все ведущие школы запустили по одному или даже несколько курсов такого рода. К ним можно отнести управление инновационными проектами, инвестициями и рисками; гостиничный менеджмент; менеджмент в области здравоохранения; менеджмент в индустрии спорта; управление брэндами и т. д. Существуют даже такие программы, как управление в логистике и менеджмент в индустрии развлечений. Увеличился интерес к программам МВА в гуманитарных и социальных областях: медицине, образовании, культуре, государственной службе. В ответ на эти требования на рынке бизнес-образования сегодня появились программы, учитывающие специфику гуманитарной сферы. Часто специализация программ зависит от общей направленности вуза. Безусловно, учебные заведения стремятся задействовать свои сильные стороны, когда открывают те или иные курсы. Например, программы МВА в области информационных технологий появляются преимущественно в технических вузах. Некоторые российские бизнес-школы совмещают классические дисциплины с узкоспециальными, которые требуются конкретному менеджеру, но в этом случае приходится искать индивидуальный подход. Однако с помощью новейших информационных технологий удается учесть и это обстоятельство.

Школы с узкоспециализированными программами стараются привлекать руководителей с опытом работы именно в этих областях, а обучение построено на кейсах, предоставленных компаниями из отрасли. Действительно, подобные специализированные программы могут быть очень полезны для людей, работающих в определенной отрасли долгое время и не собирающихся менять ее в будущем. Чтобы разобраться в основах управления в своей сфере деятельности, специализированные программы – просто находка.

Но бывает и так, что специализированная программа позиционируется как образовательный продукт для тех, кто собирается сменить сферу деятельности. Вот здесь надо быть предельно осторожным. Как раз при смене сферы деятельности полагаться только на MBA (будь то специализированная программа или программа общего менеджмента) не рекомендуется. Работодатель в подавляющем большинстве случаев первым делом обратит внимание на опыт работы в своей сфере бизнеса и лишь потом – на диплом МВА. Поэтому сегодня выбирать специализацию МВА как средство смены либо отрасли, либо вида деятельности – не лучшее решение. Здесь целесообразнее поступать в таком порядке: сначала работа в новой отрасли, а лишь затем – степень МВА. Компании гораздо позитивнее воспринимают диплом МВА как логичное дополнение к опыту работы, но как средство смены карьеры он подходит далеко не всегда.