НА КОНТИНЕНТАХ: У богов за пазухой


Жители континентальной Европы, очевидно, поняли секрет греческой нации. Теперь даже на самых малонаселенных греческих островах можно встретить голландцев, немцев и даже русских. Все они однажды открыли для себя островную Грецию и остались здесь навсегда.

Олимпийский резерв

Еще 10 лет назад греческий рынок недвижимости нельзя было назвать динамичным. Однако события последних лет – присоединение страны к зоне евро, проведение Олимпиады-2004 в Афинах – внесли значительные коррективы в его развитие. В 2004 г. цены на недвижимость выросли на 14%. По мнению генерального директора агентства De Luxe Alliance Натальи Шерстобитовой, подобные темпы являются крайне высокими как для Греции, так и для Европейского сообщества в целом. “Активный рост цен на недвижимость в Греции в 2004 г. мы связываем с эффективным пиаром этой страны в связи с проведением юбилейных Олимпийских игр 2004 г. в Афинах. В 2005 г. рост цен заметно снизился, за первое полугодие этот показатель составил всего 3%”, – отмечает она.

Это подтверждает и директор агентства недвижимости Greek Properties (о. Порос) Никас Кириакакис: “Рынок жилья вырос в 3–4 раза со времени присоединения страны к зоне евро. Безусловно, одним из ключевых факторов этого роста стала минувшая Олимпиада”.

Все предложение недвижимости в Греции можно условно разделить на три сегмента по географическому расположению: центральная часть страны (Аттика), архипелаги в Эгейском море и горнолыжные курорты Калавриты, Пелион, Карпенисси.

Соль Аттики

Значительная часть предложения недвижимости в Аттике сосредоточена на 600-километровом отрезке побережья от столицы Греции Афин до Салоников. Наиболее дорогие объекты выставляются на продажу в престижных районах Афин. В столичном районе Палео Психико стоимость квартир варьируется от 4000 до 5000 евро за 1 кв. м. По мнению Натальи Шерстобитовой, не менее престижными считаются пригороды Афин. Яркий пример – район Глифаде, где стоимость жилья составляет около 2500–3000 евро за 1 кв. м. Более доступные по цене предложения сосредоточены в Неа Смирни, Каллитеа и Маруси. В этих районах цены на квартиры варьируются от 1500 до 2400 евро за 1 кв. м.

Самые дешевые предложения в столице Греции можно найти в районах Авлида и Дилеси. Ценовой диапазон – от 400 до 700 евро за 1 кв. м. Стоимость вилл и особняков на побережье составляет в среднем 150 000–250 000 евро. Например, особняк площадью 150 кв. м в районе г. Волос можно приобрести за 230 000 евро. Цены на элитные объекты существенно выше и, как правило, достигают нескольких миллионов евро. Так, вилла площадью 580 кв. м на участке в 15 соток, расположенная на горе Пентеликон, с которой открываются превосходные виды на Афины и Эгейское море, оценивается в 1,8 млн евро.

Скалы не продаются

Всего в Греции, учитывая небольшие островки, насчитывается около 3000 островов, а если принимать во внимание и морские скалы, число островов превышает 9500. Обитаемы из них только 140. Это вовсе не значит, что на необитаемых островах нельзя жить. Их даже можно приобретать в собственность, преодолевая трудности скорее психологического характера.

По словам президента компании Khanukaev Company Владимира Ханукаева, приобретать острова в собственность сейчас стало модным. Согласно греческому законодательству многочисленные острова можно разделить на острова и “камни” (или “скалы)”. Купить можно только остров, скалы не продаются. Теоретически легче приобрести остров, находящийся в собственности частного владельца, так как для покупки принадлежащего государству острова надо выиграть соответствующий тендер. Особенно тяжко придется собственникам необитаемого острова: решив сменить его статус на обитаемый, надо будет взять на себя решение таких проблем, как водоснабжение и электрификация.

Есть и совершенно эксклюзивные объекты. Например, необитаемые острова малой площади. В настоящее время выставлен на продажу один из островов в Эгейском море в районе Халкидиков, между мысами Кассандра и Ситония. Площадь – 1 га. Цена предложения – 3 млн евро. На острове есть оливковая роща, но нет воды и электричества. В дополнение к недвижимости риэлторы предлагают детальный проект по оснащению острова коммуникациями. Очевидно, что реализация масштабного “бизнес-плана” потребует немалых дополнительных инвестиций.

Значительное количество предлагаемых на продажу объектов недвижимости сосредоточено в Эгейском море, на архипелагах Северные и Южные Спорады, Киклады, а также на островах Крит, Эвбея, Хиос, Родос и Лесбос. Наиболее престижными курортами считаются острова Санторин и Миконос. Наталья Шерстобитова оценивает средний бюджет сделки по приобретению недвижимости на этих островах в 3–6 млн евро. Между тем большинство предложений значительно доступнее. Цены на элитные особняки варьируются от 1 млн до 2,5 млн евро. А небольшую виллу площадью 200–300 кв. м можно приобрести всего за 500 000 евро.

Особый интерес представляют и острова Аргосаронического залива – Эгина, Порос, Спецес и Идра, наиболее приближенные к Афинам, а потому и наиболее востребованные самими греками. Если в Лондоне или Париже модно жить в пригороде, то в Афинах модно жить на островах. Добраться до Афин, живя, к примеру, на Эгине, находящейся всего в 16 морских милях (около 30 км) от столицы, можно всего за час на регулярно курсирующем пароме со всеми удобствами или на более быстроходном катере типа Flying Dolphin.

Острова Аргосаронического залива можно условно разделить на элитные Идра и Спецес и прочие. Недвижимость на элитных островах значительно дороже, а предложение более ограниченно. Ждать “своего дома” иногда приходится несколько лет.

Эгина примечательна главным образом двумя архитектурными памятниками – языческим храмом Афеи, который был сооружен примерно в 480 г. до н. э., и самым крупным в Европе храмом и монастырем Святого Нектария (здесь христианский святой провел последние годы жизни, а теперь хранятся его мощи). А еще на Эгине есть огромные фисташковые рощи. Наряду с морскими губками, добываемыми ловцами у берегов Северной Африки, фисташки являются предметом гордости греков и объектом экспорта. Равно как и лимоны. Другой остров Аргосаронического залива – Порос знаменит в том числе и своим лимонным лесом, почти целиком покрывающим один из склонов побережья острова.

“Порос” переводится с греческого как “переезд”. Остров также знаменит сохранившимися до наших дней развалинами храма Посейдона (ок. 520 г. до н. э.) и монастырем Животворного Источника. В эпоху расцвета Древней Греции именно храм Посейдона служил священным центром, вокруг которого был создан Калаврийский союз городов (Амфиктиония). Союз служил для решения всевозможных споров между городами. Существует предание, что именно в храме Посейдона нашел последнее убежище великий афинский оратор Демосфен. Когда пришла пора умирать, оратор принял цикуту, хранившуюся в кончике писчего пера, и удалился из храма, чтобы не осквернять его своей смертью.

Сегодня Порос привлекает в первую очередь своими огромными песчаными пляжами. Как и на любом курорте, жизнь на острове разделяется на “высокий сезон” и все остальное время года. Примерно полгода (с мая по октябрь) туристская инфраструктура работает на всех оборотах. К зиме остров словно впадает в спячку: закрываются (полностью или частично) рестораны, уезжают сезонные рабочие, обслуживавшие туристов.

Стоимость недвижимости на Эгине несколько ниже, чем на Поросе, и значительно уступает элитным Идре и Спецесу. По оценке Никаса Кириакакиса, средняя стоимость 1 кв. м жилья на Поросе составляет 2500 евро.

Ослы и аэропланы

Острова Идра и Спецес считаются элитными. Здесь отдыхают и приобретают недвижимость знаменитые художники, писатели, это идеальное место для съемки киношедевров. Расцвет Идры и Спецеса пришелся на начало XIX в. Так, на Идре – острове, население которого едва достигает 4000 человек, – в то время проживало более 40 000 жителей.

Символами, запечатленными на флаге Идры, стали крест, змея и сова; девиз – “Вера, справедливость, мудрость”. Островитяне активно строили суда, что позволило Идре и Спецесу сыграть ключевую роль в национально-освободительном восстании 1821 г. Флот Идры накануне восстания насчитывал более 150 кораблей. Здесь умели достойно защищаться. Для этого местные жители строили отвесные заборы, которые трудно было штурмовать пиратам и другим недоброжелателям.

Остров Спецес по праву гордится тем, что именно здесь родилась национальная героиня Греции – капитанша Ласкарина Бабулина, прославившаяся своим мужеством в сражениях с турецкими войсками. На острове по сей день сохранился ее дом. По преданию, легендарная воительница рано овдовела, одна воспитывала девятерых детей, а в боях была бесстрашна, неудержима и практически неуязвима. Погибла она бесславно, в бытовой ссоре, от руки отца жениха одной из своих дочерей.

А на Идре до сих пор стоят пушки времен национально-освободительного восстания и крепостные стены, хотя защищаться уже давно не от кого. На острове сохранились жилые дома, которым сегодня около 300 лет. Причудливым амфитеатром эти дома спускаются по отвесным склонам холмов, образующих естественную гавань. Особняки были построены венецианскими и генуэзскими архитекторами для богатых купеческих семей. У многих из них до сих пор сохранились старинные медные двери, выкрашенные в самые жизнерадостные цвета – ярко-розовый, цвета морской волны или салатный.

Сегодня остров в моде у интеллектуальной элиты, представители которой черпают вдохновение в тишине, подчеркиваемой стрекотом цикад. Здесь купил дом легендарный композитор и исполнитель Леонард Коэн. По соседству с ним живут и другие знаменитости. Здесь много частных дорогих отелей, которые востребованы не только в “высокий сезон”.

На Идре и Спецесе по-особому легко дышится. Наверное, потому, что они фактически представляют собой гигантские охраняемые исторические территории. Здесь запрещен автотранспорт. К услугам жителей и туристов – лошади и ослики. Первые возят повозки с людьми, вторые – одиноких путников и поклажу. Никас Кириакакис считает также, что Идра и Спецес настолько пафосны, что аэропланы воспринимаются здесь не как роскошь, а как средство передвижения. “У богатых свои причуды, – говорит он. – Золотая молодежь может себе позволить быть расточительной”.

Спецес всегда привлекал отшельников. На острове находится монастырь Святого Николая, где в свое время скончался брат Наполеона Бонапарта. Остров также послужил прообразом для мифического Фраксоса, на котором разворачивается главное действие романа Джона Фаулза “Волхв”. “Мой Фраксос (“остров заборов”) – на самом деле греческий остров Спеце, где в 1951–1952 гг. я преподавал в частной школе”, – пишет Фаулз в предисловии ко второму изданию книги.

Автор, к слову, настаивает на том, что реальных прототипов у главного героя “Волхва” нет. “Знаменитый миллионер, купивший участок острова, не имеет никакого отношения к моему, вымышленному; г-н Ниархос появился на Спеце гораздо позже. А прежний владелец виллы Бурани, чьими внешностью и роскошными апартаментами я воспользовался в романе, ни в коей мере не прототип моего персонажа, хотя, насколько мне известно, это становится чем-то вроде местного предания. С тем джентльменом, другом старика Венизелоса, мы виделись лишь дважды, оба раза мельком. Запомнился мне его дом, а не он сам”, – настаивает писатель.

Впрочем, очевидно, что на самом Спецесе считают иначе. Так, например, публикация в газете The Independent от 6 января 1990 г. рассказывает о реальном жителе острова – Алкисе Ботассисе, на вилле которого несколько раз гостил сам Фаулз. “Это было в 1951 г. Однажды вечером кто-то робко постучался ко мне в дом с черного хода, – вспоминает Ботассис. – Было темно – только что закончился шторм”. Это был молодой Фаулз, усталый и промокший до нитки. От школы, где он тогда преподавал, до виллы Ботассиса он прошел по непогоде более 8 км. Они проговорили до рассвета: будущий автор “Волхва” интересовался событиями, происходившими на острове во время Второй мировой войны. После той ночи Фаулз останавливался на вилле еще несколько раз. Об этом свидетельствуют записи в Книге посетителей. “У меня есть книга (“Волхв”. – прим. автора), – говорит Ботассис. – Все, что там описано, – правда”.

Русские корни

Русская речь на греческих островах слышится нечасто, хотя, по некоторым данным, в стране насчитывается несколько сотен тысяч выходцев из стран СНГ. Но “русский след” легко выявить. Например, внимание привлекает вывеска Orloff, которая встречается как на Спецесе, так и на Идре. Хозяин гостиницы на Идре гордо говорит: “Настоящий – наш Орлов, а тот, на Спецесе, ненастоящий. Гостиница названа в честь национального героя, русского дипломата Григория Орлова, которому очень полюбилась Идра. Отель переоборудован из дома, построенного в 1796 г., где, собственно, и жил Орлов”. Однако краткий экскурс в историю показывает, что скорее всего Орловых действительно было два, и оба – настоящие. Речь идет о братьях Григории и Алексее Орлове, сыновьях новгородского губернатора Григория Орлова. Первый известен в первую очередь своим романом с императрицей Екатериной II.

Другой брат, Алексей Орлов, прославился как бравый военачальник. Именно он сыграл одну из решающих ролей в Русско-турецкой войне 1768 г. Победы в Чесменской битве, а затем и в битве при Наварине коренным образом изменили ход войны. Граф Орлов был удостоен Ордена св. Георгия I степени и награжден почетным титулом Чесменский. В результате русские войска установили контроль над греческим архипелагом. После изгнания оккупантов греки буквально боготворили Алексея Орлова. Он отвечал им взаимностью, построив свои резиденции на красивейших островах – Идре и Спецесе.

Если учесть, что гостиница на Идре построена в 1796 г., а Григорий Орлов скончался на 13 лет раньше, то, очевидно, речь идет о его младшем брате Алексее. Именно в честь Алексея Орлова и назван эксклюзивный брэнд малых гостиниц Orloff.

В наши дни россияне все активнее осваивают Грецию. Первые предложения начали поступать на российский рынок еще в начале 1990-х гг. Относительно невысокие цены на недвижимость, территориальная доступность, родственная православная культура греков обусловили рост спроса на квартиры и виллы в Греции у россиян. Тем не менее в конце 1990-х гг. с выходом на российский рынок курортных предложений Испании, Италии и Франции спрос на Грецию несколько упал. Присоединение страны к еврозоне и повышение ее привлекательности накануне Олимпийских игр 2004 г. способствовали росту популярности греческой недвижимости. Российские покупатели все чаще открывают для себя эту страну как достойную альтернативу безмерно дорогим итальянским и французским курортам.

Еще одним привлекательным моментом является сравнительно простой механизм приобретения недвижимости в Греции. Все сводится к общению адвокатов покупателя и продавца. Именно они готовят и согласовывают все документы. Гонорар адвоката в зависимости от сложности сделки составляет 0,5–1% от стоимости объекта недвижимости. По свидетельству греческих риэлторов, цену предложения почти всегда можно снизить – конечно, до разумных пределов.

Недвижимость стоимостью менее 140 000 евро не облагается ежегодным налогом. Чтобы “спать спокойно”, достаточно заплатить налог на приобретение недвижимости, ставка которого составляет 3,5% от стоимости покупки.

Нет проблем и с финансированием сделки. “Греческие банки имеют деньги, поэтому легко раздают их”, – отмечает Кириакакис. Ипотечный кредит можно получить за 2–3 недели. Максимальная процентная ставка по кредиту для нерезидентов – 6–7%.

По данным De Luxe Alliance, только в 2005 г. около 4% россиян, приобретавших зарубежную недвижимость, выбирали Грецию. По наблюдению Никаса Кириакакиса, россияне предпочитают отдельно стоящие постройки – виллы и коттеджи.

Присматриваются покупатели из России и к недвижимости на горнолыжных курортах, которые расположены в основном в центральной и северной части страны. Наиболее престижный, на горе Парнас, удален от Афин и побережья на 200 км. Стоимость недвижимости в подобных районах сопоставима с ценами на престижные объекты в Афинах и на островах. Например, стоимость 1 кв. м в особняке или квартире в Калавритах, Пелионе или Карпенисси варьируется от 1800 до 2500 евро.

Пока что интересы россиян в Греции весьма предсказуемы и не распространяются на более экзотические объекты недвижимости, например на острова. “Острова покупают англичане, немцы, болгары, а у наших соотечественников пока что на них нет спроса”, – говорит Владимир Ханукаев.

Но сегодня вовсе не россияне главные покупатели греческой недвижимости. И даже не англичане, снискавшие славу продвинутых инвесторов. Лидируют скандинавы – шведы и датчане. Возможно, это начало новой тенденции – развития глобального рынка недвижимости, при котором будут все больше стираться барьеры между европейскими странами, уступая место реальным предпочтениям и симпатиям. Сами греки тоже активно “выходят в свет”. По словам топ-менеджера одной из греческих риэлторских компаний, он и его коллеги все чаще ездят в командировки в Румынию и Болгарию, чтобы впоследствии предлагать на продажу объекты в этих странах наиболее активным на рынке инвестирования в недвижимость англичанам и немцам. Возможно, будучи гражданами морской державы, греки лучше других знают, чем море и острова привлекают и будут привлекать жителей континентальной Европы.