ВЕКТОР


Крадущиеся инвесторы

Интерес к бурно растущему российскому фондовому рынку появился у японских инвестбанкиров, снискавших славу самых консервативных инвесторов в мире. На днях в крупнейшие российские инвесткомпании заглянули представители инвестбанка Nomura Securities. Гости из Страны восходящего солнца расспросили русских игроков о перспективах рынка и условиях брокерского обслуживания. Но от конкретных предложений в лучших японских традициях предпочли пока воздержаться. Иностранцы резко активизировались на российском рынке три года назад. Шок от августовского кризиса 1998 г. начал проходить, и они стали возвращать в Москву своих трейдеров и аналитиков, покупать российские инвесткомпании и открывать здесь свои дочерние банки. Но лавины иен наши инвестбанкиры в ближайшее время не ждут. Ведь японские деньги ведут себя осторожнее самых искушенных ниндзя. На рискованные рынки они обычно приходят самыми последними. Среди развивающихся рынков предпочитают в основном азиатские страны. Тем более что в России Nomura Securities уже поработал, а после августовского кризиса 1998 г. свернул все операции, понеся немалые потери на рынке ГКО.

Слабое место нефтянки

Губернаторы нащупали слабое место нефтяников. На прошлой неделе кузбасский губернатор Аман Тулеев пожаловался руководству страны на принадлежащий “Сибнефти” Омский НПЗ. По мнению чиновника, тот монопольно завышает цены на топливо, что ведет к “ограблению населения”. Представители “Сибнефти” уверяли, что к компании не может быть никаких претензий, потому что мировые цены на нефть бьют рекорды и бензин с дизтопливом дорожает у всех российских нефтяников. Но буквально на следующий день “Сибнефть” общий язык с Тулеевым нашла – компания пообещала продавать топливо со скидкой во время уборочной кампании. Воодушевившись примером коллеги, аналогичную жалобу, но уже на всех нефтяников сразу написал председатель алтайского краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук. Он считает, что нефтяные компании идут на сговор, чтобы получить сверхприбыли, и не исключает массовых протестов населения. Скорее всего, голос и этого чиновника нефтяники услышат. Ведь сейчас для них нет угрозы страшнее, чем гнев федеральных властей. У каждой нефтяной компании есть свои скелеты в шкафу – нынешние крупнейшие вертикально-интегрированные компании покупались на залоговых аукционах, не гнушались корпоративными войнами и использовали трансфертные цены. За подобные прегрешения сейчас отдувается “ЮКОС”. И никому из нефтяников не хочется лишний раз привлекать к себе внимание государства – чтобы не повторить путь опальной компании.

Не “Связьинвестом” единым

Потенциальные претенденты на долю государства в холдинге “Связьинвест” (75% минус одна акция) устали ждать, когда этот пакет выставят на продажу, и взялись тратить припасенные деньги. Один из предполагаемых претендентов – “Альфа-групп” уже договорилась вложить более $3 млрд в Турции: в результате она может завладеть блокпакетом крупнейшего в этой стране сотового оператора Turkcell.

Другой претендент – АФК “Система” уже потратила около $500 млн, купив башкирские активы в области ТЭКа, а теперь еще примерно столько же она может вложить в покупку сотового оператора в Индии. Пока в АФК выбирают между несколькими индийскими компаниями – Aircel, IDEA и Reliance Telecom. Если вложение в башкирскую нефть для “Системы” – сделка откровенно спекулятивная, о чем открыто заявлял сам Владимир Евтушенков, то на сотовом рынке Индии АФК, скорее всего, задержится дольше. В телекоммуникационном бизнесе корпорация чувствует себя как рыба в воде, а индийский рынок, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы будет расти в разы. Все это, впрочем, не значит, что теперь “Системе” и “Альфе” закрыта дорога к покупке “Связьинвеста”. Сотовые компании, работающие на таких перспективных рынках, как Индия и Турция, наверняка послужат залогом, достаточно привлекательным для того, чтобы занять неплохие деньги.