ВОПРОС ДНЯ: Почему населению не видать денег?


Наука социология точной не является. Чем смотреть на ответ, смотрите, кто отвечает. Когда человек слышит вопрос “как деньгами распорядиться”, он становится в ситуацию “если бы директором был я”. Потом слышит следующий вопрос – про то, будет ли ему прок от этих денег. Тут перед нами уже потребитель. И он верит, что денег населению не видать. В социологии часто встречается, когда один и тот же респондент на разные вопросы отвечает с разных позиций. Наконец, такие результаты – это оценка государству. Возьмите опросы по доверию власти – кроме как Путину, больше никому не верят.

Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций

У любого народа есть желание разделить деньги государства на всех. Только в одних странах оно слабее, в других – сильнее. В России многие еще не достигли того уровня дохода, когда проявляется [гражданское] сознание. У нас около трети населения нуждается в социальной помощи. Когда доходы людей более-менее начнут соответствовать приемлемому уровню, на вопрос “куда потратить деньги” будут другие ответы.

Роман Могилевский, научный руководитель Агентства социальной информации, Санкт-Петербург

Отсутствие противоречий для социологических опросов – большая редкость. В самом деле, трудно ждать логичности рассуждений в сферах, где человек некомпетентен. Можно привести в пример социологический опрос о воспитании детей. Представьте, какая будет разница, если сначала опросят всех, кого можно, а потом только тех, у кого есть дети. Но справедливости ради надо заметить, что порой – например, в случае монетизации – оценки ее народом оказались более логичны, нежели прогнозы специалистов.

Александр Ослон, президент фонда “Общественное мнение”

Странное дело. С 1980-х гг. четко прослеживалась связь: доходы населения хоть немного вырастают – сразу растет количество “социальных оптимистов”. Тех, кто верит, что жить все лучше и лучше. В прошлом году доходы питерцев увеличились в среднем на треть, а больше стало пессимистов. Это впервые. Мы стали анализировать. Оказалось, пока стране было трудно, народ терпел и крутился. Но сейчас доходы государства все больше, а населению никаких от этого улучшений. Наоборот – отрицательные эмоции вызвала монетизация, реформа ЖКХ. В ответах про траты на социалку выплескивается недовольство таким положением. Но в благополучный исход самим не верится. Опыт не позволяет. Вдобавок нам говорят, что будем получать 30 000 руб., а сейчас средняя зарплата в нашем институте – 3600 руб. То ли цифры не просчитаны, то ли это просто обещания.

Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Социологического института РАН, Санкт-Петербург