Жизнь заставит


Собираемостью чиновники называют соотношение между начисленными и фактически уплаченными в бюджет налогами. Рассчитывая доходы от налога на прибыль, Минфин заложил в проект бюджета-2006 его собираемость на уровне 90,3%, хотя в течение предыдущих четырех лет эта цифра никогда не опускалась ниже 97%.

“Собираемость в следующем году снизится из-за того, что компании улучшили свою налоговую дисциплину”, – утверждает руководитель налогового департамента Минфина Михаил Моторин. Этот парадокс он объясняет тем, что в сумме фактически уплаченных налогов обычно учитываются и платежи по недоимкам, начисленным в прошлые годы. В 2006 г. рассчитывать на такого рода поступления не стоит, объясняет Моторин: срок давности не оставляет налоговикам права проверять компании за 1999–2001 гг., когда уход от налога на прибыль был массовым. В 2002 г. были закрыты внутренние офшоры, а правила уплаты налога на прибыль радикально изменились, поэтому у бизнеса стало гораздо меньше возможностей строить схемы. Дело “ЮКОСа” окончательно отбило у компаний охоту к налоговой оптимизации, поэтому выявить серьезную недоплату по итогам налоговых проверок, скорее всего, уже не удастся, полагает Моторин.

Того же мнения придерживается чиновник Минэкономразвития. По его словам, налоговая служба обнаружила снижение собираемости еще в первом полугодии этого года и теперь просто привела бюджетные показатели “в соответствие с жизнью”. Представитель Федеральной налоговой службы от комментариев отказался.

Но налоговые консультанты уверяют, что на практике разрыв между суммой начисленных и уплаченных налогов возникает лишь в одном случае – когда на предприятие приходят налоговики и выставляют ему дополнительные счета за прошлые годы. “Ни один бухгалтер, находящийся в здравом уме, не допустит ситуации, когда в налоговой декларации написано, что компания должна бюджету 100 руб., а фактически уплачивается только 90, – говорит партнер московской коллегии адвокатов “ФБК-Право” Юрий Воробьев. – При любой проверке это обнаружится, и предприятие будет наказано”. “Разница может появиться только из-за дополнительных требований инспекции по итогам проверки”, – констатирует руководитель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов.

Чем больше эта разница, тем сильнее налоговый пресс, добавляет руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По его мнению, снижение процента собираемости налога при одновременном росте его поступлений в абсолютном выражении свидетельствует об ужесточении фискальной политики. “Ведь объем начисленных налогов растет быстрее, чем предприятия успевают их платить”, – объясняет экономист.

Мнение экспертов подтверждают данные Минфина. Из текстов законов о бюджете следует, что в 2004 г. 9% собранного в федеральный бюджет налога на прибыль было уплачено в принудительном порядке. В 2005 г. этот показатель, по прогнозу чиновников, должен снизиться до 7,5%, а в 2006 г. – вновь вырасти до 9,2%. Как уже писали “Ведомости”, Минфин в следующем году рассчитывает собрать в ходе налоговых проверок 28,5 млрд руб. только от налога на прибыль.

“Мы хотим, чтобы Минфин объяснил, почему так происходит, и уже направили официальный запрос”, – заявляет член бюджетного комитета Совета Федерации Татьяна Попова. “Надеюсь, что эти планы не приведут к повторению дела “ЮКОСа”, – говорит сотрудник “Татнефти”.