КамАЗ до Лондона довезет

Е. Стецко

Эксперты думают, что чиновникам имело бы смысл сначала “раскрутить” бумаги КамАЗа, разместив часть пакета на бирже, а потом продавать стратегическому инвестору. Такой инвестор есть – вчера представитель “Руспромавто” (входит в “Базэл”) Владимир Торин подтвердил интерес своей компании к покупке акций КамАЗа. В Лондоне можно продать 9% акций, а для продажи в России оставить пакет из 25% + 1 акция, считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Такой вариант был бы идеальным для нынешнего менеджмента КамАЗа во главе с гендиректором Сергеем Когогиным, рассуждает начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов. “Тот всегда выступал против продажи госпакета, опасаясь утраты контроля над предприятием, – отмечает эксперт. – Но если уж решение принято, то лучше продавать госпакет в виде ADR, чем единым лотом”. Суверов говорит, что портфельные инвесторы, как правило, не требуют смены менеджмента. А осуществить враждебное поглощение публичной компании сложнее, так как ее акции распылены на бирже и их скупка обойдется дороже, нежели на приватизационных торгах.

Правительство еще в июле включило в план приватизации на 2006 г. 34%-ный госпакет акций КамАЗа, а вчера выяснилось, что чиновники думают продать этот пакет на Лондонской бирже. Об этом говорится в информационном меморандуме ООО “КамАЗ-Финанс” (100%-ная “дочка” предприятия, созданная для размещения рублевых облигаций). Как следует из сообщения, на Лондонскую фондовую биржу может быть выставлен весь госпакет акций или его часть. Директор департамента имущественных и земельных отношений Минэкономразвития Игорь Гречухин подтвердил “Ведомостям”, что чиновники всерьез обсуждают эту идею. “Нам надо привлечь инвесторов – портфельных и стратегического, которые бы помогли предприятию развиваться”, – отмечает он. Сначала государство постарается вывести акции КамАЗа на биржу, а поиск стратега может затянуться на два-три года, продолжает он. Другой чиновник называет размещение на бирже “единственным разумным способом продажи [госпакета КамАЗа]”. По его словам, имеет смысл размещать одновременно и пакет, принадлежащий властям Татарстана (11%), такие переговоры сейчас ведутся. Связаться с представителями правительства Татарстана и самого КамАЗа “Ведомостям” вчера не удалось.

Ни цена, ни сроки продажи, как уверяют чиновники, еще не обсуждались. Вчера капитализация КамАЗа в РТС составляла $455 млн, 34,01% стоили $154 млн, а 11% – около $50 млн.

Правительству лишь однажды удалось провести приватизацию через биржу – в конце 2002 г. на Лондонской фондовой бирже за $775 млн был размещен пакет из 5,9% акций “ЛУКОЙЛа”. Теоретически КамАЗ можно в разумные сроки подготовить к размещению, констатирует Магомед Галаев, вице-президент инвестбанка Morgan Stanley, помогавшего правительству разместить “ЛУКОЙЛ”. Но КамАЗ торгуется в РТС уже почти 10 лет и никогда его бумаги не пользовались популярностью у инвесторов, напоминает аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. Индекс РТС с начала года вырос на 47%, а акции КамАЗа – только на 26,8%. Причина, по мнению Сахновой, – низкая рентабельность завода (7,8% по прибыли от продаж). В то же время доля КамАЗа на рынке большегрузных автомобилей, по его данным, в 2004 г. выросла на 1,4%, а объем продаж в денежном выражении увеличился на 50%.