КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: Дым и обещания


Ратифицировав Киотский протокол, Россия приняла важнейшее политическое решение, сулящее немалые экономические выгоды и дающее возможность наконец вырваться из круга стран, именуемых сырьевыми придатками. Впервые у российских предприятий появился реальный стимул к использованию новейших экологически чистых энергосберегающих технологий.

Причем этот стимул носит вполне материальный характер: он подкреплен спросом на российские единицы сниженных выбросов со стороны многих развитых стран, что позволяет привлечь их средства для финансирования наших инвестиционных проектов. Одновременно появился шанс начать реальную работу по сохранению и восстановлению природных ресурсов, ведь, по сути, протокол, ограничивая загрязнение окружающей среды, решает важнейшую социальную задачу – позволяет сохранить природные богатства России для будущих поколений.

Напомним, что Киотский протокол – международное экологическое соглашение, ратифицированное 118 государствами, которое заставляет индустриально развитые страны мира поэтапно сокращать выбросы углекислого и других парниковых газов в атмосферу. Ближайшая цель стран-участниц – к 2008 г. сократить выбросы на 5% от уровня 1990 г.

По мнению российских экологов, ратификация Киотского протокола могла бы принести России до $20 млрд в течение следующих 10 лет. Половину – в виде инвестиций в экологизацию и реформирование энергетического сектора и еще половину – за счет механизма торговли квотами на выбросы.

Однако, как это часто бывает в России, вслед за прорывным решением… ничего не произошло. Российская Федерация за полгода практически не смогла реализовать ни одну из возможностей, предоставляемых Киотским протоколом.

Безусловно, некоторые шаги были сделаны. В частности, Минэкономразвития разработало Комплексный план действий правительства России по реализации Киотского протокола. Документ, с которым можно познакомиться на веб-сайте министерства, оказался универсальным в лучших бюрократических традициях. Несомненно, его создание – уже исполненное мероприятие по реализации Киотского протокола в Российской Федерации, по крайней мере в нем есть конкретные поручения, сроки и ответственные за их выполнение. Но, во-первых, этот документ не оформлен ни распоряжением, ни постановлением правительства, а значит, руководством к действию фактически не является. Во-вторых, формулировки плана позволяют выполнять план, не предпринимая в действительности никаких значимых шагов.

В результате уже сорваны сроки организации национальной системы для оценки выбросов и поглощения парниковых газов, что не позволяет России использовать механизмы привлечения финансовых ресурсов в соответствии со статьями 6, 12, 17 Киотского протокола.

Тормозятся и конкретные инвестиционные проекты. В июне 2005 г. две энергокомпании – ОАО “Хабаровскэнерго” и ОАО “Оренбургэнерго” подписали первые в Российской Федерации киотские договоры с Датским агентством по охране окружающей среды. По этим контрактам сокращения выбросов в объеме 1,2 млн т, которые могут быть получены при реализации инвестиционных проектов на Амурской и Медногорской ТЭЦ стоимостью около 20 млн евро, будут переданы Дании. Впрочем, деньги энергетики до сих пор не получили и к реализации проектов приступить не могут. Датская сторона настояла на том, что контракты вступают в силу только после получения от правительства Российской Федерации “письма одобрения проектов”. Причем такое письмо должно быть получено в четырехмесячный срок, т. е. до 28 октября 2005 г.

Срок подачи документа уже не за горами. Но “писем одобрения проектов” на сегодняшний день нет и в ближайшее время не предвидится, поскольку нет и национальных процедур одобрения проектов. Если национальные процедуры одобрения проектов вступят в силу позднее октября 2005 г., то датчане просто откажутся от реализации этих пилотных проектов и дальнейшее участие этих проектов в зарубежных тендерах станет невозможным. Кроме того, это усложнит техническое перевооружение и модернизацию других электростанций, по которым уже подготовлены проекты, предусматривающие софинансирование при помощи киотских механизмов. Важно понимать, что полное использование этих механизмов требует завершения инвестиционных проектов к началу первого бюджетного периода, т. е. к 1 января 2006 г. В противном случае чем позже будет реализован инвестиционный проект, тем ниже будет объем привлекаемых киотских инвестиций.

Нынешняя низкая стоимость российских квот на мировом рынке – лучшая оценка деятельности правительства по реализации механизмов. Зарубежные партнеры адекватно оценивают риски осуществления углеродных сделок: проектные риски, риск несоответствия РФ требованиям Киотского протокола, отсутствие нормативно-правовых актов по регулированию сделок с углеродными активами и др. В результате при цене квот на европейском рынке, достигающей почти 30 евро за тонну СО2, переговоры с российскими эмиттерами начинаются с 3–4 евро за тонну.

Впрочем, дело не только в медлительности чиновников. Для потенциально заинтересованных российских промышленников реализация механизмов Киотского протокола оказалась сложнее, чем хотелось бы. Планирование на период до 2012 г. обернулось очень непростой задачей для управленческой элиты. Ее решение осложняется чрезвычайно малыми горизонтами планирования, отсутствием долгосрочных программ развития отраслей, примитивными представлениями о перспективах экономического развития страны. Иными словами, большая часть руководителей предприятий оказались не готовыми к использованию механизмов Киотского протокола.

Сейчас в России отсутствуют реальные стимулы к энергосбережению, экономика продолжает развиваться в условиях низких цен на сырье и топливо. Если не запустить механизмы по снижению карбоноемкости, то при существующих сегодня темпах экономического роста Россия может превысить зафиксированный для нее предельный уровень выбросов парниковых газов и, как результат, по условиям Киотского протокола должна будет нести значительные убытки. И тогда уже нам придется стать не экспортером, а импортером чужих квот.

Подводя черту, можно сказать, что Россия, подписав Киотский протокол, приняла на себя обязательства, которые в цивилизованном мире принято выполнять. Принципиально важно, чтобы наша страна не только выполнила эти обязательства, но и воспользовалась потенциалом протокола для модернизации промышленности. Упустить эти возможности было бы непозволительной роскошью.