Шанс “Аэрофлота”


О поставке шести новых Ил-96 “Аэрофлот” и “Ильюшин финанс” договариваются больше пяти лет. В 1999 г. перевозчик обязался купить лайнеры в обмен на таможенные льготы при ввозе “иномарок”. Но компании никак не могли договориться по параметрам сделки. В 2000 г. они согласились, что ежемесячно “Аэрофлот” будет платить по $350 000 за каждый Ил-96 в течение 15 лет. В 2002 г. “Ильюшин финанс” потребовал повышения ставки до $500 000 из-за того, что “Аэрофлот” настаивал на специальной модификации самолетов. После года споров предварительный контракт был подписан. Однако его основные положения – ставки и гарантии – компании обсуждали вплоть до нынешнего лета. В итоге по лизинговым платежам они сошлись на $319 000 в месяц. Выкупная стоимость должна составить $39 млн за каждый Ил-96, сроки строительства и поставки – 2006–2008 гг. 26 июля контракт одобрил совет директоров “Аэрофлота”. Теперь дело за собранием акционеров авиакомпании, которое назначено на 19 сентября. Но удача опять отвернулась от “Ильюшин финанс”.

В начале августа отказала одна из тормозных систем президентского Ил-96. Госкомиссия (Роспром, Главное контрольное управление президента и др.) нашла производственный дефект в одном из агрегатов тормозной системы самолета. Поэтому в конце месяца Ространснадзор решил поставить все Ил-96 на прикол и проверить каждый из них. Сроки этой проверки постоянно переносятся. А “Аэрофлот” решил перестраховаться и снова потребовал дополнений в контракт с “Ильюшиным”. Как заявила вчера компания, совет директоров “Аэрофлота” требует гарантий от авиастроителей, которые должны быть прописаны в итоговом контракте. Этот вопрос будет обсуждаться на собрании акционеров авиакомпании 19 сентября.

“Ил-96 остановили на “высоком” сезоне, и до ноября их простой будет стоить “Аэрофлоту” более $20 млн, – возмущается замгендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков. – Мы не хотим повторения таких ситуаций, поэтому совет директоров и решил дополнить контракт еще одним положением – новые Ил-96 не должны иметь аналогичных или других производственных дефектов”. Проект “гарантийного” положения уже одобрен советом директоров “Аэрофлота” и направлен в “Ильюшин финанс”, добавляет Кошляков. В нем перечислен весь список выявленных Роспромом и Минтрансом дефектов Ил-96. До 19 сентября “Аэрофлот” надеется согласовать его с “Ильюшиным”, хотя на решение собрания оно влиять не будет, уверяет Кошляков. Когда “Илы” вернутся в небо, “Аэрофлот” не знает, сетует Кошляков. “Своими силами “Аэрофлот” проверил все шесть бортов, первоочередные дефекты устранены, и самолеты находятся в состоянии летной годности, теперь все зависит от решения чиновников”, – добавляет он.

В “Ильюшин финанс” говорят, что предложения “Аэрофлота” по дополнениям в контракт получили. Но их суть “перекрывается теми гарантиями, которые уже прописаны в контракте”, – оперативное техобслуживание и компенсации вынужденного простоя судов, добавляет представитель лизинговой компании.

По словам пресс-секретаря Роспрома Натальи Сидорук, о снятии запрета на полеты Ил-96 может быть объявлено уже 14 сентября. “Но работа авиаперевозчиков и авиастроителей по выявлению и устранению производственных дефектов этих судов продолжится”, – говорит она.

Впрочем, начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова не исключает, что согласование документа опять может затянуться на неопределенное время: “Хотя и “Аэрофлот”, и государство можно в этом понять – ситуация с арестом акций “Ильюшин финанс” и последние события вокруг Ил-96 значительно увеличивают риски того, что “Ильюшин финанс” может оказаться в кризисной ситуации и просто не выполнить взятые обязательства”.