ЦИФРА НЕДЕЛИ: 1 руб. Топливо инфляции


На минувшей неделе цены на бензин в Москве совершили головокружительный скачок. Топливо на заправках подорожало в среднем на рубль, тогда как до сих пор рост, как правило, не превышал 10–40 коп. Сейчас самый ходовой бензин Аи-92, по данным Московской топливной ассоциации, стоит в столице 17,3 руб./л. А еще в начале года заправиться им можно было ровно на 3 руб. (20%) дешевле. Цены на бензин растут не первый год. Но до недавнего времени АЗС переписывали ценники, как правило, весной – в преддверии высокого автомобильного сезона. Но последние пару лет эта традиция сломана. Цена бензина растет перманентно. В итоге топливо в России стоит ровно столько же, что и в США.

Нефтяники объясняют все это до банального просто. Мол, растут мировые цены, а с ними увеличиваются экспортные пошлины и НДПИ, не стоят на месте транспортные тарифы и проч. Все это действительно так. Только кто объяснит, почему при этом цены на заправках растут как по команде? До сих пор с ростом цен на бензин пыталась бороться лишь Федеральная антимонопольная служба. Но толку из этого не вышло. Более того, итогом годичной давности расследования Астраханского ТУ ФАС факта сговора между “Астраханьгазпромом” и “ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродуктом” стало повышение последней компанией цен на своих АЗС. Последний “подход к снаряду” подчиненные Игоря Артемьева совершили весной нынешнего года, потребовав от крупнейших нефтяных компаний раскрыть всю информацию по ценообразованию на бензин. Но никакой крамолы ФАС обнаружить не удалось.

Теперь в игру вступили “тяжелые” фигуры. Шутка ли – при потреблении Москвой около 380 000 т топлива в месяц (по данным МТА) повышение цен лишь на 1 руб. принесет столичным бензоторговцам $17,4 млн дополнительного дохода. Поэтому глава Минэкономразвития Герман Греф предложил на прошлой неделе изымать у нефтяников все доходы от экспорта нефти, если цена зашкалит за $27 за баррель, и при этом заморозить НДПИ для нефти, поступающей на внутренний рынок. Идея чиновников понятна. Они полагают, что, если оставить нефтяникам возможность увеличивать заработки лишь на производстве нефтепродуктов, увеличится конкуренция на топливном рынке и цены сами собой пойдут вниз. Нефтяники с этой идеей спорить не спешат. Но вовсе не факт, что идея Грефа сработает. Ведь и сейчас маржа нефтяников при продаже бензина на внутреннем рынке превышает доходы от экспорта сырой нефти. А на вопрос о причинах роста цен на топливо нефтяные короли ничтоже сумняшеся отвечают: “Нам же надо где-то зарабатывать”.

Так что предложения Грефа придется сопроводить усилением антимонопольного контроля на розничном рынке нефтепродуктов. Другой вопрос, захочет ли Кремль согласиться на это. Ведь как ни крути, ему выгоден рост благосостояния нефтяных компаний, которые могли бы часть своих доходов использовать на различные “государственные” проекты. Такие как покупка “Сургутнефтегазом” доли в Ren TV.