Непотопляемые


После долгих уговоров со стороны США и международного сообщества 21 июля Китай объявил о ревальвации юаня к доллару на 2,1%. США уговаривали Пекин в надежде, что этот шаг приведет к сокращению китайского экспорта. Его огромные объемы создают большие проблемы для промышленно развитых стран, и в первую очередь для США. Отрицательное сальдо американцев в торговле с Китаем, по последним официальным данным, составляет $17,6 млрд.

Народный Банк Китая более 10 лет поддерживал курс национальной валюты на уровне 8,28 юаня/$. 21 июля он был установлен на отметке 8,11 юаня/$. Американские политики призывали Китай к ревальвации юаня не менее чем на 10%. Тем не менее даже такое изменение курса представитель Белого дома Скотт Макклеллан назвал “воодушевляющим”. “Плавающий курс юаня принесет выгоду не только КНР, но и Японии, и глобальной экономике в целом”, – радовался министр финансов Японии Садакадзу Танигаки. А Организации экономического сотрудничества и развития “аплодировала этой мере”.

Пока надежды западных политиков не оправдываются. Как сообщает Министерство торговли Китая, по итогам августа объем китайского экспорта составил $67,82 млрд, увеличившись к июлю на 3,4%. По сравнению с августом 2004 г. экспорт вырос на 32%.

Августовский импорт составил $57,78 млрд, увеличившись за год на 23%.

Последние данные у западных экспертов вызвали разочарование. “Попытка добиться от Китая снижения экспорта за счет ревальвации юаня оказалась безуспешной”, – считает Ричард Маккормик, эксперт по международной экономике в вашингтонском аналитическом институте CSIS. Он считает, что давление со стороны США на китайцев будет возрастать: Вашингтон будет настаивать на дальнейшей коррекции курса юаня к доллару. Но Пекину выгодна нынешняя ситуация. Сейчас экономика страны с населением в 1,3 млрд на 50% зависит от международной торговли, и каждый год экспорт растет на 30–40%, поясняет Маккормик. Условием стабильности этой стратегии является колоссальное отрицательное сальдо торгового баланса США – дефицит счета текущих операций составляет сейчас $669 млрд, по итогам 2005 г. он достигнет $800 млрд, а к 2006 г. он вырастет до $1 трлн, говорит Маккормик. Это может подорвать американскую экономику, которая будет уже не в состоянии закупать китайские товары. Так что “не в интересах Китая убивать курицу, которая несет золотые яйца”, полагает аналитик. Но результат одного месяца после реформы может быть непоказательным, замечает эксперт лондонского института RIIA Ванесса Росси. Зато “если по прошествии нескольких месяцев станет ясно, что Пекин по-прежнему не собирается [дальше] корректировать курс национальной валюты, это подорвет доверие к нему международного сообщества”, считает она. Джон Сэмплс, директор Центра изучения исполнительной власти при Институте CATO, согласен с тем, что давление на Пекин со стороны США будет расти. “Но это ни к чему не приведет”, – говорит он. Впрочем, эксперт не предвидит никаких катастрофических последствий этого для американской экономики. “Вклад Китая в экономическое развитие США огромен, – говорит он. – А дефицит торгового баланса пока не оказал никакого негативного воздействия на нашу экономику. Это же не процентная ставка”. (Использована информация WSJ.)