“Он располагал к себе людей”


Веселый и находчивый

Заполь родился в Москве, в 1956 г. В школе он сидел за одной партой с Егором Гайдаром. Но свои будущие успехи в бизнесе Юрий Заполь связывал с игрой в “Клубе веселых и находчивых”, созданной в Московском инженерно-строительном институте, который он окончил в 1979 г.

“КВН дал мне всех моих партнеров, коллег. Если бы не КВН , я , скорее всего, занимался бы строительством”, рассказывал он в интервью газете “Капитал”. В команде КВН вместе с Заполем оказались популярные телевизионные шоумены Леонид Якубович, Александр Гуревич и Андрей Кнышев, продюсер Александр Акопов. Администратором этой команды был экс-министр печати, а ныне советник президента Михаил Лесин. “Прежде всего, КВН дал мне реакцию. Одна из вещей, которой я там занимался - разминка. Это такая вещь, когда нужно в течение нескольких секунд ответить на достаточно сложный вопрос”, говорил Заполь.

В НИИ промышленных зданий, куда Заполь попал по распределению, его талантам тоже нашлось применение. Самодеятельный ансамбль, известный под названием “Птенцы Заполя”, раз в год устраивал большие концерты. В 1985-м, работая все в том же НИИ, Заполь одним из первых в Москве организовал видеосалон. “Я сам подбирал фильмы: “Крестный отец”, “Однажды в Америке”, “Эммануэль”..Народ валил на эти фильмы”, вспоминал Заполь. Популярность видеосалона чуть было не создала проблем будущему основателю “Видео Интернешнл “. Однажды его вызвали “на ковер” в Московский горком партии - кто-то написал на него анонимку о том, что на одном из просмотров были якобы организованы тараканьи бега.

Как создавали “Видак”

“Заполь и Лесин создали “Видак” вдвоем, но Миша был организующим мотором и пробивной силой, а Юра – стратегом, который видел все ходы и комбинации на годы вперед”, – рассказывает гендиректор Издательского дома Родионова и бывший сотрудник “Видео Интернешнл” Алексей Волин.

В конце 1980-х Заполь мало интересовался карьерой в НИИ. Лесин, Александр Акопов и другие его товарищи по “клубу веселых и находчивых” создали кооператив “Игротехника”, который делал телевизионный “КВН” на коммерческих условиях. Заполь, по его словам, помогал им в свободное время, а потом стал зампредседателя правления молодежного предприятия “Интеллекс”, преемника “Игротехники”. В 1990-м “Интеллекс” из-за споров между учредителями разделился надвое, и Заполь, по его рассказам, покинул компанию. Но не телевизионный бизнес. Сначала согласился помочь Лесину в производстве “грандиозного шоу” “Миссис Америка - миссис СССР”. Потом, когда из-за банкротства спонсора это шоу сняли с эфира, он через знакомых сумел найти кредит на 330 000 руб. для спасения своей команды.

Так что рекламный гигант был создан, по выражению Заполя, “даже не с нуля, а с минуса”. Да и свое название фирма получила из-за тогдашнего безденежья. Нью-йоркская компания National Video Industry собиралась открывать вместе с Лесиным и Заполем СП под названием Video Industry в Москве, но в последний момент передумала. От бывших американских партнеров остались только бланки и визитные карточки с логотипом VI, которые Лесин уговорил американцев отдать ему - для экономии. А чтобы не нарушить права NVI, “кавээнщики” решили подобрать какое-нибудь другое английское слово под букву I.

Продавец воздуха

Поначалу “Видео Интернешнл” просто снимал рекламные ролики. Первый громкий проект - реклама торговых домов “Телемаркет” и “Сэлдом”, заполонившая все федеральные каналы в 1992 г. Тогда масштаб бизнеса “КВНщиков” был невелик. “До начала 1993 г. всю работу, связанную с поиском клиентов, размещением в эфире, развозкой кассет по различным программам и выбиванием денег, - всю эту работу я осуществлял один”, - рассказывал Заполь. В начале 1993-го владельцы “Видео Интернешнл” обратились в московское представительство международной рекламной сети Saatchi & Saatchi с выгодным, как им тогда казалось, предложением. Они были готовы переуступить 50% акций фирмы в обмен на профессиональное видеооборудование.

Англичане отказались. Спустя четыре года им пришлось договариваться на других условиях: “Видео Интернешнл” купила 60% акций их российского представительства. Ведь к середине 1990-х “Видак” вместе с его главным конкурентом, компанией Premier SV, был одним из крупнейших игроков рекламного рынка.

Звездный час наступил для “Видео Интернешнл” в 1994 г., когда компания заключила эксклюзивный контракт на продажу рекламы с ВГТРК. Условия тогда были не слишком привлекательными для агенства. Госкомпания в обмен на этот эксклюзив хотела получить новое телеоборудование, которое ВИ сумела оплатить благодаря кредиту банка “Империал”. Речь шла о совсем небольшой сумме - около $3 млн.

С этой истории началась особенно плотная работа “Видео Интернешнл” с Кремлем. В 1995 г. именно ВИ снимала предвыборные ролики правительственного движения “Наш дом-Россия”. А в 1996 г. “Видео Интернешнл”, активно работавшая в предвыборном штабе Бориса Ельцина, выпустила серию агитационных клипов “Верю.Люблю.Надеюсь” и “Спаси и сохрани”.

Заполь, по словам близкого к Кремлю источника, в 1996 г. вместе с Лесиным играл в предвыборном штабе Ельцина заметную роль. Но, как вспоминает Елена Конева из КОМКОН, “у Заполя не было амбиций подержать за руку очередного президента”. По мнению сенатора Сергея Лисовского, основателя рекламной группы Premier SV, “Заполь был основным мотором кампании “Империала”, а Лесин - кампании Ельцина”.

Один в поле

В 1999 г. Лесин стал министром печати и информации, а “Видео Интернешнл” - захватил палтьму первенства на российском рынке. Его главный конкурент Premier SV, на которого в середине 90-х приходилось более половины российского рынка телерекламы, сильно пострадал от дефолта 1998 г. Бизнес компании за долги получил канал ОРТ, основной клиент Premier.

Но продавать рекламу в конце 1999 г. ОРТ доверил “Видео Интернешнл”. С тех пор бизнес группы резко шел в гору. в 2000 г. оборот группы составлял $0,5 млрд, в 2001 г. - $0,65 млрд, в 2002 г. - $0,8 млрд, в 2003 г. - $1 млрд , а 2004 г. - $1,3 млрд. Прогноз ВИ на 2005 г. - более $1,5 млрд. Сейчас “Видео Интернешнл” контролирует продажу рекламных возможностей каналов, на долю которых приходится более 60% доходов всего российского телевидения (в 2004 г. - $1,7 млрд).

В этом, по мнению одного из ближайших партнеров “Видео Интернешнл”, есть существенная заслуга Заполя: “в его кабинете заканчитались переговоры многих топ-клиентов с “Видео Интернешнл”. Как признавался сам Заполь, комиссионное вознаграждение группы от телеканалов не превышает 10% продаж рекламного времени.

“Видео Интернешнл” не раз становилась объектом проверок антимонопольных органов, но доказать ее монопольное положение ни разу не удалось. В прошлом году Заполь объявил, что в течение года-полутора “Видео Интернешнл” откажется от сотрудничества с ВГТРК (сейчас в него входят каналы “Россия”, “Культура” и “Спорт”) с тем, чтобы сосредоточиться на продаже возможностей “Первого канала”. У каждого из каналов “большой тройки” (“Первый”, “Россия” и НТВ) должен быть свой эксклюзивный продавец, объяснял Заполь “Ведомостям” в прошлом году. Но с тех пор официальных объявлений о разрыве с ВГТРК так и не последовало.

Что будет дальше

Смерть Заполя стала для сотрудников группы неожиданной: его возвращения ждали к весне, после того, как он пройдет курс послеоперационной реабилитации. “Когда нам стало известно о болезни Юрия (примерно полгода назад – “Ведомости”), мы собрали трудовой коллектив и сказали: “Представьте, что Юра увеличил втрое свой отпуск”, делится воспоминаниями один из сотрудников “Видео Интернешнл”. Он добавялет, что Заполь давно не участвовал в оперативном управлении компанией и два-три месяца в году проводил в Испании”.

Решения о том, кто возглавит компанию, пока нет. Топ-менеджеры “Видео Интереншнл” вчера отказывались от официальных комментариев на эту тему. Неясно также, что будет с долей Заполя в компании и какой, собственно, она была. В начале 90-х у “Видео Интернешнл” было пятеро совладельцев, среди которых Лесин и Заполь были основными, говорит хорошо знакомый с историей группы источник. Затем, по его словам, доли менялись, но пакет Заполя по-прежнему оставался крупным.

“Наверняка Юра обо всем позаботился и завещал акции своей семье, – говорит один из руководителей компании. – Управлять группой и пакетом Заполя, скорее всего, будет гендиректор компании Сергей Васильев”. Источник, близкий к администрации президента, предполагает, что к управлению компанией может вернуться Лесин.

Большинство участников рынка считают, что “Видео Интернешнл” выстоит без своего основателя. “Юра сделал все, чтобы эта компания работала без него”, – говорит Акопов. Большинство решений принимались не одним человеком, говорит партнер компании. По его словам, в руководстве группы было немало менеджеров, и функции были продублированы. Но как принимались главные стратегические решения, могут знать лишь три-четыре человека на самом верху, так что оценить сейчас, изменится ли стратегия “Видео Интернешнл” с уходом Заполя, практически невозможно.

Заполь привел в компанию молодых волков, еще циничнее, чем он сам, добавляет Конева. А сама рекламная империя, по ее словам, “с самого начала выстраивалась так, чтобы как можно меньше зависеть от политики, близости Лесина к президенту”. Заполь наверняка сделал так, чтобы его детище как можно меньше зависело от его личной харизмы”, - предполагает она.

“Наивный романтизм 1990-х”

Память, талант к математике, цинизм и порядочность – эти качества Заполя называют едва ли не все, кто был с ним хорошо знаком. “Однажды я спросила его: “Юра, а как же высокие ценности, о которых мы все говорили в начале 90-х?” Он ответил - высокие ценности высокими ценностями, но представь себе, что из-за них мы потеряем очень много денег. Я на это пойти не могу”, – вспоминает Елена Конева из социологической компании КОМКОН (эта компания была основным поставщиком данных медиаизмерений до Gallup). Многие на рынке были недовольны тем, что “Видео Интернешнл” жестко вела себя, говорит один из ближайших партнеров компании, но “по-человечески он [Заполь] был очень порядочным”. “Заполь хоть и мог произносить вежливые речи, никогда не пытался изобразить из себя ангела и не скрывал, что занимается жестким бизнесом”, – соглашается Конева. “Он был из старого поколения: очень быстро считал выгоду в уме, но при этом был одним из последних, кто рефлексировал и думал о моральной стороне дела”, – говорит один из партнеров “Видео Интернешнл”.

Если требовалось найти цифру даже небольшого рекламного бюджета многолетней давности, достаточно было спросить Заполя: у него была феноменальная память на все цифры, отмечает Алексей Волин, в середине 90-х работавший в “Видео Интернешнл”. “Юра окончил физматшколу, решал за меня все задачи и один раз даже сдал экзамен по теоретической механике. У него был талант к математике, и наверное, поэтому он видел будущее и развитие ситуации на рынке на несколько шагов вперед”, – вспоминает Акопов.

Еще одно качество Заполя, которое отмечают практически все, – талант находить общий язык практически с любым. “Он располагал к себе людей, легко находил общие темы”, – говорит Волин. “Юра был великим миротворцем: всегда пытался всех помирить, люди всегда вокруг были непростые и жесткие, но за эту роль его одинаково уважали и друзья, и враги”, – говорит Акопов.