Пора применить власть


Повышение цен на топливо в последнее время стало серьезной социально-политической проблемой не только в России, но и в европейских странах. Больше всего от роста цен страдают фермеры, автоперевозчики, рыбаки, которые требуют от своих правительств решительных ответных мер.

И власти уже откликаются на эти призывы. Как сообщает “Интерфакс”, в понедельник министр финансов Австрии Карл-Хайнц Грассер выступил по государственному радио с требованием снизить цены на топливо на два-три евроцента за литр. Иначе, заявил он, будет введен специальный налог, сборы от которого пойдут на компенсацию расходов потребителей за счет сверхприбылей нефтяных концернов. На прошлой неделе ввести особый налог, чтобы наказать нефтяные корпорации, пригрозил министр экономики, финансов и промышленности Франции Тьерри Бретон, передает “Прайм-ТАСС”. Вчера это предложение поддержал президент страны Жак Ширак, который потребовал от нефтяных компаний активнее содействовать снижению цен на бензин.

В Австрии это сработало. Уже на следующий день после угрозы введения налога бензоторговцы стали снижать цены. Вчера это сделали ВР, Shell и крупнейший в стране розничный продавец топлива – местная OMV.

Но в компаниях говорят, что угрозы тут ни при чем. Представитель BP-Austria Ханс Штрассел рассказал “Ведомостям”, что компания на 3/4 своих заправок снизила цены на бензин и дизтопливо соответственно на 3 и на 2 цента. Теперь австрийские потребители будут платить за литр 95-го бензина 1,194 евро и за литр дизтоплива – 1,094 евро. “Это было сделано потому, что снизились цены на топливо в Роттердаме”, – говорит Штрассел. На заправках Shell, по словам ее представителя, литр бензина подешевел на 3 цента, а дизтоплива – на 1 цент. По словам собеседника “Ведомостей”, “это была реакция не на выступление министра, а на снижение мировых цен на сырую нефть”.

Российские чиновники говорят не о новых налогах, а об их снижении. В частности, глава Минэкономразвития Герман Греф заявил вчера, что правительство предпримет ряд мер для стимулирования нефтедобычи и нефтепереработки. В частности, он упомянул о снижении налога на производителей высокооктанового бензина, дифференциации НДПИ и снижении налога для неразработанных месторождений.

Но в арсенале чиновников есть не только пряник, но и кнут. “Меры психологического воздействия на излишне сообразительных продавцов топлива наше ведомство принимать будет”, – обещает представитель Минпромэнерго Станислав Наумов, добавив, что наш топливный рынок больше австрийского, поэтому и инструментов для воздействия на него гораздо больше.

“Договоры между нефтяниками и правительством или “запугивание” нефтяников есть и в России, – говорит федеральный чиновник. – Например, после встречи Путина с президентом “ЛУКОЙЛа” Вагитом Алекперовым его компания снизила цены на бензин на 5%”. По его мнению, возможны и иные варианты, и это вполне рыночные методы.

Это мнение разделяет начальник отдела торговых операций ИФК “Солид” Сергей Дюдин. Он считает, что случаи, подобные договоренности “ЛУКОЙЛа” с Путиным, не стоит рассматривать однозначно как прямое давление на нефтяные компании. “У российского государства есть более широкое поле для взаимодействия с нефтяниками, ведь мы все-таки второй экспортер в мире”, – говорит Дюдин.

Но представитель крупного российского нефтяного холдинга говорит, что применение любых нерыночных, административных методов регулирования цен обречено на провал. “Это хорошо видно на примере Украины, власти которой весной предприняли такую попытку, и она привела к топливному кризису в стране”, – поясняет собеседник “Ведомостей”. По его мнению, для снижения топливных цен властям следует не вводить новые налоги, а снижать существующие.