“Роснефти” ищут цену


Роснефть” надо консолидировать до размещения – это поднимет ее стоимость, уверен член совета директоров “Роснефти”. Однако другой федеральный чиновник опасается, что затраты на переход на единую акцию могут оказаться выше, чем прибавка в стоимости компании. “Для этого и нужна оценка”, – поясняет он.

Чиновники задумали продать неконтрольный пакет “Роснефти”, чтобы ее владелец – “Роснефтегаз” смог вернуть западным банкам $7,5 млрд, которые одолжил на покупку 10,7% акций “Газпрома”. Небольшой пакет “Роснефти” планируется продать стратегическому инвестору, а часть акций разместить на западной бирже. Официальных решений о размещении еще не принято. По данным “Роснефти”, готовить размещение будут четыре банка, которые кредитуют “Роснефтегаз”, – ABN Amro, Dresdner Kleinwort Wasserstein, J.P. Morgan и Morgan Stanley.

Теперь чиновники задумались, как поднять стоимость “Роснефти”. Надо оценить текущую капитализацию “Роснефти” и необходимые действия для ее повышения, сказал вчера Герман Греф. Он хочет понять, поможет ли консолидация компании сделать ее дороже. “Оценка поможет ответить на вопрос о необходимости перехода “Роснефти” на единую акцию или сохранения ее в текущем виде”, – цитирует министра “Интерфакс”. Кто будет проводить оценку, он не сказал, но отметил, что отчет должен быть представлен в октябре этого года.

Придумать, как поднять капитализацию “Роснефти”, скорее всего будет предложено банкам, кредитующим “Роснефтегаз”, считают два чиновника из совета директоров “Роснефти”. Правда, оба они говорят, что совет директоров пока не утверждал оценщика. Ничего не слышали о новой оценке и источники в двух из четырех банков – кредиторов “Роснефтегаза”.

В “Роснефти” от комментариев отказались, но ранее ее президент Сергей Богданчиков предлагал консолидировать “дочки” при подготовке к IPO. По его расчетам, после обмена миноритарии могли бы получить 7–8% акций “Роснефти”. По данным отчета “Роснефти” по US GAAP за 2004 г., в “Роснефть-Пурнефтегазе” миноритариям принадлежало 16,9%, “Роснефть-Сахалинморнефтегазе” – 35,6%, “Роснефть-Краснодарнефтегазе” – 49,2%, “Роснефть-Ставропольнефтегазе” – 28,1%, Комсомольском НПЗ – 22,7%. Но большая часть акций “дочек” “Роснефти” находится в номинальном держании, и их настоящие владельцы не видны. В “Юганскнефтегазе” “ЮКОСу” принадлежит 23,2% капитала, но все эти акции привилегированные.

Чиновник и сотрудник одного из банков – кредиторов “Роснефтегаза” предлагают провести допэмиссию “Роснефти” и обменивать ее на доли миноритарных акционеров в “дочках”. Тем, кто не согласен с такой схемой, будет предложена цена выкупа.

Переходить на единую акцию стоит – эти затраты отобьются более высокой ценой продажи, уверен начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. По его оценке, консолидированная “Роснефть” будет стоить $12–15 млрд. Он советует чиновникам повысить стоимость госкомпании, заставив ее раскрывать больше информации.

Поднять цену “Роснефти” может и списание налоговых долгов “Юганскнефтегаза”, добавляет Дашевский. Сейчас новая “дочка” “Роснефти” оспаривает предъявленные ей претензии на $5,1 млрд.

Стоимость компании могут увеличить и новые активы, считают чиновники. На балансе “Роснефти” до конца года могут появиться “неожиданные активы”, например 20% акций “Сибнефти”, принадлежащих сейчас “ЮКОСу”, но находящихся под арестом по иску “дочки” “Роснефти” – “Юганскнефтегаза”, говорит чиновник Минпромэнерго. Именно поэтому стоит проводить новую оценку компании, считает он.

Morgan Stanley в этом году уже оценивал “Роснефть”. На основе этой оценки “Роснефть” была приватизирована за $26 млрд.