Сам себе инвестор


Кредит в $700 млн, выданный Газпромбанком Europolgaz еще в 1997 г., испортил его финансовые показатели. В результате этой сделки банк нарушил установленный ЦБ норматив Н6, ограничивающий максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков 25% капитала кредитной организации. В течение нескольких лет ЦБ закрывал глаза на это нарушение, выдав Газпромбанку специальное разрешение. Но в 2002 г. в Центробанке сменилась команда и новые менеджеры отозвали индульгенцию Газпромбанка на превышение риска на одного заемщика.

Получить комментарии в Центробанке вчера не удалось. А эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев считает, что проблем с регулятором у банка не возникнет. “Реальные риски по этому кредиту минимальны: если возникнут сложности по реализации проекта, возврат кредита гарантирован материнской компанией [“Газпромом”]”, – указывает он. А гендиректор “Интерфакса-ЦЭА” Михаил Матовников не исключает, что проведенная сделка – промежуточный вариант и долговые инструменты в перспективе могут быть перепроданы сторонним инвесторам. “Это первый шаг [к сокращению риска на одного заемщика], и если в дальнейшем они найдут внешнего инвестора, то могут перепродать ему секьюритизированный долг Europolgaz”, – соглашается главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Она не сомневается, что в ЦБ об этой операции знают. Найти покупателя Газпромбанку не составит труда, убежден Матовников, ведь речь идет об обязательствах, несущих фактически суверенный риск и обеспеченных транзитом российского газа в Западную Европу.

В Газпромбанке, как пояснял в начале 2003 г. один из его сотрудников, решили переуступить часть кредита Europolgaz и начали переговоры с несколькими иностранными инвестбанками. Работа над ошибками затянулась, но в канун нового 2005 г. банк порадовал регулятора, за месяц сократив Н6 с 61,8% до 19,6%. Большая часть кредита была переуступлена западным инвесторам, объяснял в январе зампред правления Газпромбанка Александр Соболь.

Однако, как оказалось, разделить с Газпромбанком кредитные риски решились не сторонние компании, а близкие к нему структуры. Об этом банк сообщил в предварительном проспекте эмиссии еврооблигаций, road show которых завершается сегодня в Германии. “В декабре 2004 г. мы изменили юридическую структуру кредита Europolgaz на $763 млн, или 98,67% от общей задолженности компании, переоформив его в долговые инструменты, купленные в конечном счете нашими структурами”, – объясняет Газпромбанк свои действия будущим владельцам евробондов. Эта операция устранила существующие нарушения норматива Н6, рассчитываемого в соответствии с отчетностью по российским стандартам бухгалтерского учета, указано в документе, но отчетность по международным стандартам эти изменения не затронули – в ней учитывается полная сумма долга Europolgaz.

В Газпромбанке отказались прокомментировать декабрьскую операцию. Но в проспекте еврооблигаций банк предупредил инвесторов о том, что ЦБ может пересмотреть методику расчета норматива Н6 или изменить интерпретацию правил. “В этом случае бизнес банка может пострадать, так как Центробанк может потребовать заплатить штраф или даже ввести временное управление, – указано в этом документе. – Кроме того, нас могут исключить из системы страхования вкладов, что грозит потерей розничной клиентской базы”.