“СОК” поставил на Китай


Вчера “СОК” сообщил, что 12 сентября в Москве в рамках российско-китайского делового совета состоялись переговоры с китайской компанией Siberian Auto-Export (Beijing), на которых “обсуждались вопросы организации” в России сборки внедорожников “из агрегатов и комплектующих, произведенных в КНР”. Кроме того, делегация группы 15 сентября планирует посетить китайские Great Wall Motors, Chery Automobile и завод корпорации FAW.

По словам Сергея Санакоева, председателя правления российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества, “СОК” действительно ведет переговоры со всеми этими компаниями. Переговоры касаются как продажи автомобилей, так и организации сборки в России. “Но пока может идти речь только о закупке “СОКом” определенного количества автомобилей для продажи в России”, – утверждает он. Санакоев считает, что более всех “к обсуждению деталей сборки его автомобилей” готов концерн Great Wall и контракт может быть подписан до конца 2005 г. По его словам, при сборке автомобилей в России можно сэкономить на таможенных платежах и транспортировке.

Источник в “СОКе” говорит, что группа ориентируется на сборку китайского автомобиля, поскольку он “оптимален для российского рынка по соотношению цены и качества”. А ориентацию на сборку внедорожников он объясняет ограничениями, связанными с сотрудничеством с Kia Motors. По договору с корейской компанией “СОК” не имеет права собирать автомобили класса, аналогичного выпускаемому на “ИжАвто” Kia Spectra.

Руководство китайской Great Wall Motors уже посещало сборочный автозавод “РосЛада” в Самарской области, принадлежащий группе “СОК”. Тогда речь шла о сборке не менее 25 000 внедорожников Hover и SUV и пикапа Deer G3 в год. Сотрудник одной из автоторговых компаний, знакомый с планами “СОКа”, утверждает, что группа уже несколько лет пытается договориться с концерном Chery (легковые автомобили и внедорожники), но пока безуспешно.

Между тем у “СОКа” уже появились более удачливые конкуренты в России. Автомобили FAW будут собираться на Бийском котельном заводе (БиКЗ), Алтайский край. К

2008 г. планируется довести объем производства до 20 000 машин. В Алтайском крае будут собираться две модели FAW – внедорожник СА 6472 и пикап СА 2020. Admiral будет стоить $15 000–22 000. А Chery планирует организовать отверточную сборку своих легковых автомобилей в Новосибирске. До конца года компания намерена собрать около 200 машин, а в 2007 г. – 25 000. Цена машин может составить $8000–12 000.

Руководителю направления китайских автомобилей компании “Инком-Авто” Алексею Сорокину кажется наиболее реальным производство на “РосЛаде” малотоннажных грузовиков FAW. По его словам, этот сегмент представлен пока только “ГАЗелью” по цене $8000–9000. Грузовик китайского производства мог бы пользоваться спросом, даже если он будет стоить на $1000–2000 дороже. Представитель ГАЗа Сергей Луговой говорит, что спрос на малотоннажные грузовики “ГАЗель” сейчас растет на несколько процентов в год.

Эксперты сходятся во мнении, что привлечь китайских производителей в Россию будет легко. “Экспорт китайских машин в последние годы снижается, так что китайцы заинтересованы в выходе на российский рынок через российскую сборку”, – пояснила Елена Сахнова из ОФГ. Впрочем, она уверена, что в ближайшие 5–7 лет скачка спроса на китайские автомобили в России не произойдет. “Китайские производители не имеют развитой дилерской сети и системы обслуживания, а качество их машин не очень высокое”, – говорит Сахнова. А аналитик компании “УралСиб” Вячеслав Смольянинов считает, что китайские автомобили могут быть востребованы на рынке не ранее чем через 3–4 года. “Сейчас главный плюс китайских автомобилей – низкие цены, – говорит он. – Но, поскольку российский рынок больше ориентирован на известные брэнды, многое будет зависеть от грамотной рекламной и маркетинговой стратегии”.