УКРАИНА: От революции к эволюции


Для экономики Украины этот год оказался удручающе неудачным. За 2004 г. экономика выросла на 12,1%, а по итогам семи месяцев 2005 г. – на 3,7%. Темпы роста промышленного производства снижались каждый месяц, а в июле производство упало на 2,4% по сравнению с июлем 2004 г. Темпы роста инвестиций пострадали еще сильнее.

Огромный торговый профицит сегодня сошел на нет. Очевидно, Украине едва ли стоит рассчитывать больше чем на 2–3% роста ВВП в этом году. Единственная хорошая новость – профицит бюджета, который обеспечила консервативная фискальная политика Минфина.

Обыкновенный популизм

Причина кризиса – в экономической политике властей. Главный источник беспокойства – дискуссия о массовой реприватизации. Премьер-министр Юлия Тимошенко как-то упомянула о возможной ревизии до 3000 приватизационных сделок. Другая серьезная проблема – увеличение налогового бремени. Возможно, оно достигнет 42% ВВП по итогам года против 36% ВВП в прошлом году. Власти пошли на это, чтобы финансировать рост социальных расходов, прежде всего увеличение пенсий и зарплат бюджетников. Третья беда – глубокое вмешательство государства в экономику, как, например, попытки регулировать цены на бензин, мясо, зерно. Или усиление госмонополий: рост в два раза железнодорожных тарифов на перевозку металлов также сильно ударил по экономике. Государство управлялось как государственная холдинговая компания, максимизирующая свою прибыль за счет частного сектора.

При этом правительство не провело ни одной из обещанных и остро необходимых либеральных реформ. Единственный успех на этом поприще – недавнее принятие около половины законопроектов, необходимых для вступления страны в ВТО уже в этом году. Однако нет никаких заметных успехов в деле дерегулирования экономики, несмотря на бесконечные разговоры об этом. Никакого снижения налогов. Не принято никаких законов, регулирующих финансовый рынок, хотя на Украине нет даже закона об акционерных обществах.

Одним словом, ушедшее правительство оказалось настоящей популистской катастрофой для страны. Прежде всего оно постоянно инициировало под революционными лозунгами неистовые атаки на отдельных бизнесменов и чиновников. Восемь месяцев такого безобразия – это уже чересчур. И потому многие вздохнули с облегчением, когда президент Виктор Ющенко вспомнил о своем праве и отправил в отставку некомпетентных менеджеров. При этом он благоразумно отставил и тех крупных бизнесменов, кто финансировал его предвыборную кампанию, управлял ею и подозревался в попытках извлечь выгоду из своей близости к президенту.

Перегруппировка

Отставка правительства обозначила окончание оранжевой революции. Юлия Тимошенко и ее сторонники ушли из исполнительной власти, и Тимошенко объявила, что ее политический блок будет независимым от блока Ющенко. И главный вопрос дня: с кем из них пойдут другие политические силы и бизнес? Один из старых олигархов, Александр Волков, и вторая по величине финансово-промышленная группа “Приват” из Днепропетровска уже давно вместе с Тимошенко. Более двадцати бизнесменов присоединились недавно к ее фракции в парламенте. Сенсацией стала поддержка Тимошенко со стороны социал-демократической партии Виктора Медведчука, бывшего главы администрации президента Леонида Кучмы. Первый президент Украины Леонид Кравчук также поддерживает Тимошенко.

Другие тем временем объединяются вокруг Ющенко. Анатолий Кинах и его фракция уже с Ющенко. Спикер Рады Владимир Литвин также склоняется к поддержке президента. Получивший уже несколько сильных ударов от новой власти олигарх Виктор Пинчук и его фракция “Трудовая Украина” тоже с Ющенко. Предполагается, что в новое правительство войдут около 10 бывших министров с хорошей репутацией, которые работали еще при Кучме и могут обеспечить президенту поддержку 4–5 центристских фракций. Крупные бизнесмены, поддерживавшие Ющенко на протяжении всей кампании, такие как Петр Порошенко, Давид Жвания и Евгений Червоненко, тоже останутся с ним, даже лишившись министерских портфелей. Выразил Ющенко свою поддержку и бывший президент Леонид Кучма. Таким образом, прежние сторонники Ющенко из стана либералов, западников и умеренных националистов, вероятно, останутся с ним, а центристские олигархические фракции, скорее всего, к нему присоединятся. Вероятно, поддержит Ющенко и социалистическая партия, которая считается близкой к Тимошенко, но хочет сохранить места в правительстве.

Интересно, что без ответа пока остается очень большой вопрос: к кому примкнут донецкая “Партия регионов” Виктора Януковича, а также Ринат Ахметов? Последний уже давно пытается примириться с Ющенко, в то время как заявления Януковича указывают на его симпатии к Тимошенко.

Зарождение двухпартийности

Идеальным сценарием была бы ситуация, когда нечто вроде республиканской партии США сформировалось бы вокруг Ющенко, а популистский аналог демократической партии – вокруг Тимошенко. Социалистическая и компартия Украины могли бы при этом остаться независимыми. Худший сценарий – это раздробление политического поля на множество мелких структур, как это было в Польше в 1990–1991 гг.

На пике кризиса выбор Юрия Еханурова на роль премьера кажется оптимальным. Возглавляя Фонд госимущества с 1994 по 1997 г., он провел массовую приватизацию, сохранив при этом доброе имя. В качестве первого вице-премьера при Викторе Ющенко в 2000–2001 гг. он обеспечивал работу правительства. А с 2002 г. в качества лидера фракции “Наша Украина” и одного из комитетов Рады он обеспечил прохождение важных экономических законопроектов. И несмотря на всю его политическую карьеру, у него практически нет врагов. Ехануров сможет одновременно сплотить сторонников Ющенко и заставить правительство начать работу, хотя парламентские выборы состоятся уже в марте 2006 г.

В короткие сроки ему нужно решить массу проблем. Прежде всего закрыть тему реприватизации. Во-вторых, пакет законов, отменяющий около 3600 административных барьеров и ограничений, долго готовился и сейчас ждет отправки в парламент. В-третьих, чтобы присоединиться к ВТО в этом году, Украина должна принять вторую половину нужных законов, которые уже в Раде, не позже октября. В-четвертых, нужно пересмотреть бюджет на следующий год, урезав госрасходы и снизив налоги. Наконец, Ехануров должен обеспечить принятие законопроектов, регулирующих финансовую сферу, которые также давно готовы и ждут одобрения в парламенте. В итоге экономическая политика правительства наконец-то придет в соответствие с экономическими реалиями, и рост скоро может возобновиться.

Есть все основания приветствовать смену правительства и реструктуризацию политического курса на Украине. Хотя трудно предсказать, как это оценят избиратели.