ВЕКТОР


Новая звезда

Вчера объем торгов акциями МТС на классическом рынке биржи РТС достиг $4 млн – чуть меньше, чем оборот по бумагам “ЛУКОЙЛа” и РАО ЕЭС. Так активно акциями крупнейшего сотового оператора Восточной Европы на российской бирже никогда не торговали. Главной площадкой для бумаг МТС всегда была Нью-Йоркская фондовая биржа, где компания в 2000 г. провела IPO. В прошлом году дневной объем торгов ADR МТС составил на NYSE $31,7 млн. Для сравнения: на ММВБ, где акции МТС торгуются с 2000 г., – всего 5,4 млн руб. В понедельник немецкий телекоммуникационный холдинг Deutsche Telekom объявил о продаже 10% акций МТС российским и иностранным инвесторам. Причем эти бумаги нельзя конвертировать в ADR – 40%-ную квоту на депозитарные расписки МТС уже выбрала. Эти новости вовсе не расстроили инвесторов. Поняв, что местных акций компании в России будет много, они бросились пополнять ими свои инвестиционные портфели. Спрос на акции мобильного оператора во время подписки в несколько раз превысил предложение. Но DT еще не закрыл сделку, и 10% акций МТС остаются в номинальном держании Brunswick Nominees, а не расчетного депозитария одной из российских бирж. По-настоящему новая звезда российского рынка засияет, когда немецкая компания закроет сделку.

Китайская смена

На следующей неделе официальное представительство в России откроет Lenovo – крупнейший в Китае сборщик персональных компьютеров. До недавних пор в Lenovo были вполне довольны бесспорным лидерством на родном рынке и заграницей не интересовались. Но весной китайцы приобрели бизнес по сборке персональных компьютеров у одного из прародителей этого устройства – американской IBM. В самой IBM, которая получила 14% акций Lenovo, уверяют, что теперь эта компания стала, по сути, американской: ее штаб-квартира переехала в Нью-Йорк, а совет директоров более чем наполовину состоит из топ-менеджеров IBM. Тем не менее многие давние клиенты IBM во всем мире призадумались, стоит ли им продолжать покупать компьютеры, которые теперь собираются в Китае. Сомнения возникли и у российских клиентов. Например, компьютеры Lenovo решил не покупать Сбербанк, который, по свидетельствам участников рынка, прежде всегда с удовольствием приобретал технику IBM. Впрочем, со временем отношение клиентов к китайским компьютерам будет вынуждено измениться. Китайские и тайваньские брэнды уже сейчас активно теснят на мировых рынках американцев и европейцев – тот же Сбербанк уже доверяет тайваньской Acer. А уж как конкурировать с другими китайскими компаниями, Lenovo учить не надо.