ФЕДЕРАЛИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ: Нация против империи


Одним из главных изъянов в идеологическом фасаде нынешней российской администрации является то, что за шесть лет стране так и не был предложен общенациональный стратегический проект. Мы наблюдаем лишь обслуживание текущей повестки дня и довольно неуклюжие попытки поиска образа светлого завтра в мифологизированном вчера.

По сути, все идеологические ноу-хау наших новых традиционалистов базируются на трех китах: ностальгии о России как супердержаве; антизападничестве, изоляционизме, “суверенности”; тезисах о неготовности россиян к демократии. “Современный русский политический традиционализм опирается не на всю российскую политическую традицию, а лишь на одно ее проявление – имперское. Именно ее идеологи современного русского традиционализма преподносят как символ порядка и стабильности”, – отмечает этнополитолог Эмиль Паин.

Шанс для правых

Идея гражданской нации, ценности федерализма и местного самоуправления, региональный патриотизм сегодня де-факто не в чести у имперски мыслящих российских властей. Это досадно, но открывает правым обширное окно возможностей в общественном проектировании. К сожалению, понятие нации в стереотипах россиян связано с этничностью, изрядно политизировано и является предметом политологических манипуляций. Тем не менее именно гражданская нация – правый ответ имперским проектам. Понятно, что ситуация сложна и носит переходный характер. Это требует от правых большой просветительской работы прежде всего в регионах. Российский транзит – путь от имперских ценностей к гражданско-национальным. Это поистине революционное изменение в головах думающих россиян должно обеспечить эволюционный характер этого транзита. Важно – здесь уже сегодня есть “почва” и “нащупывается” то самое вдохновляющее будущее.

Летом 2005 г. мне в составе делегации Московской школы политических исследований довелось изучать политическую систему Испании. Мы “потрогали руками” испанскую демократию и ее федеративное наполнение от уровня председателя сената страны до мэрии 20-тысячного городка. Поразил объем политики в испанском обществе – он просто колоссален. Все подвержено обсуждению, все становится предметом дискуссии и итогом консенсуса. Именно на таком принципе строятся взаимоотношения автономий и центра Испании. Во многом этим обусловлен успех испанского транзита, который всего-то на 10 лет (!) старше российского.

Очевидно, что нынешняя сверхцентрализация нуждается в компенсаторном механизме. “Сильные регионы – сильная Россия!” – слоган, не утративший актуальности. Сценарий “эффективной России” реализуем через создание экономических и политических кластеров на уровне регионов. В сегодняшних российских реалиях борьба за ценности федерализма почти тождественна борьбе за демократию.

Национальный проект и его политическая проекция

Каковы точки роста национального федеративного проекта? Масштаб страны, дискоммуникация и рассеянность населения предопределяют, что гражданская нация может сформироваться на местном патриотизме и территориальных интересах. На региональной идентичности, а не на советских гимнах, возникает чувство Родины. Там – в регионах – легче отстраиваются горизонтальные коммуникации. Там формируется информационная среда, отличная от картинки по центральному телевидению. Там быстрее и проще нащупывается и обретается общность целей и интересов. Там у элит своя политическая амбиция. “Можно предположить, что в ближайшее время политическая борьба в России будет разворачиваться не между управляемыми из центра левыми и правыми партиями, а между центральными и региональными элитами”, – говорит лидер иркутского регионального отделения СПС, депутат областного собрания Алексей Козьмин.

Так уж сложилось, что сегодня, как во власти, так и в оппозиции – в центре и левее, – преобладают партии, отстаивающие имперские по жанру проекты развития России. Это улучшает перспективы для политической альтернативы – объединения региональных движений, отстаивающих интересы территорий, в общенациональную партию регионов (название этого партийного проекта может быть и другое).

Ресурсно этот проект вполне обеспечен. Отмена выборности губернаторов, номенклатуризация политического класса привели к закрытию социального лифта для региональных политиков и молодых амбициозных людей, желающих участвовать в общественно-политической жизни. Партия регионов даст им шанс реализовать эти амбиции прямо на месте – на своей земле, на своей понятной и близкой повестке дня, на позитивной созидательной основе. “У нас в региональной организации сегодня основной задачей стоит формулирование программы развития Алтайского края. Когда мы поймем, что нам нужно здесь, мы поймем, что нам нужно от центра, и, таким образом, сформулируем требования по федеральной политической повестке…” – полагает член политсовета алтайского отделения Республиканской партии России Сергей Андреев.

В основу программы реформ, выдвигаемой партией регионов, может быть положена модель “распределенной демократии”. Такая модернизация эффективней имперской с точки зрения управления столь большой и сложной системой со слабыми обратными связями, как Россия.

Социальная база предлагаемого проекта – собственники своей судьбы, проявившие на практике готовность и умение брать на себя персональную ответственность за место, где живут, за свой регион и Россию в целом. “В политику в регионах начинают приходить 30-летние предприниматели… Им нужна вменяемая идеология, правила игры, на которые они будут опираться при решении проблем развития территорий в привычной им проектной технологической логике, с помощью которых они будут решать и свои бизнес-вопросы и оставлять в истории свой след и свое имя”, – пишет мне один из лидеров СПС в Архангельской области, Константин Журавлев. Именно эти люди представляют основу нарождающейся гражданской нации – средний класс, который может в своих ценностях естественным образом совместить патриотизм со свободой. За ними будущее. Сошлюсь здесь на Глеба Павловского: “Преимущество, приоритет в формулировании повестки дня будущих выборов находится у средних слоев…” (сайт “РЖ”).

Кремлевский интерес

И последнее – почему федеральная власть должна по логике здравого смысла сейчас или позднее так или иначе поддержать идею создания партии регионов?

Потому что политическая угроза для большой части “команды Путина” исходит не справа – от приверженцев идеи гражданской нации и федерализма. Прямые и весьма жесткие конкуренты власти находятся левее от нее и топчут ту же имперскую поляну. От квасных патриотов, скинов и реваншистов националистического толка до циничных перевертышей из вчерашних либералов – список обширен. “Если мы не сумеем консолидировать элиты, Россия может исчезнуть как единое государство. С географических карт были смыты целые империи, когда их элиты лишились объединяющей идеи и вступили в смертельную схватку”, – справедливо отметил в нашумевшем интервью “Эксперту” глава администрации президента РФ Дмитрий Медведев. Консолидация федеральных и региональных элит реализуема на платформе публичной позитивной конкуренции и взаимодополнении интересов.

Россия уже не будет империей и еще не стала сильной федерацией. Российский транзит – это в том числе столкновение и взаимопроникновение двух проектов: уходящего имперского и формирующегося федеративного. Предлагаемая мною на среднесрочную перспективу конкуренция политических проекций этих двух проектов – имперской партии (отождествляемой прежде всего с партией исполнительной власти – “Единой Россией”) и федеративной партии (партия регионов – партия представительной власти) – переводит борьбу в иную, нежели право/лево, плоскость и закладывает основу стабильной двухпартийной системы, образом которой может стать вертикаль, прочно опирающаяся на региональную горизонталь. Поддержав создание позитивной партийной альтернативы справа, власть тем самым перепозиционирует “Единую Россию” левее – в нишу КПРФ, “Родины”, выталкивая последних на политическую обочину – в небытие.