Hyundai и Kia сдались


В конце августа господствующие в Южной Корее автопроизводители – Hyundai и Kia вынуждены были сократить производство из-за забастовки рабочих. Члены профсоюза Hyundai, ссылаясь на растущую прибыль автопроизводителей, потребовали повышения зарплаты на 8,5% и выплаты ежегодной премии в размере восьмимесячного оклада. Работодатели отказались удовлетворить условия, и около 70% членов профсоюза (40 000 сотрудников) решили ежедневно приостанавливать работу на несколько часов. Забастовка длилась две недели, и обеспокоенные потерями в $1 млрд работодатели решили почти полностью удовлетворить условия профсоюза. Рабочие Hyundai вышли на работу на прошлой неделе, а в этот понедельник бастующие сотрудники Kia договорились с руководством о прекращении забастовки. Последовав примеру Hyundai, Kia согласилась поднять месячную зарплату на 6,9%, выделила деньги на ежегодную премию размером в трехмесячный оклад и $1900 на специальные поощрения. “По предварительному договору сотрудники возобновят работу в четверг”, – сказал представитель Kia.

Частые забастовки могут стать камнем преткновения для осуществления амбициозных планов корейских автопроизводителей по завоеванию вершины автомобильного олимпа к 2010 г. По словам аналитика Samsung Securities Ким Хак Джу, корейские рабочие частенько решают свои проблемы таким способом, поэтому сильные профсоюзы – настоящий бич для работодателей. Удовлетворение условий профсоюзов не удивило аналитиков, но теперь они опасаются, что повышенные траты на оплату труда негативно скажутся на конкурентоспособности корейских автопроизводителей. Ким отмечает, что затраты на зарплату в Hyundai по сравнению с производительностью намного выше, чем у японских конкурентов. “Рост зарплаты у сотрудников даже превышает темпы инфляции”, – уверяет он. Инфляция в Южной Корее остановилась на отметке в 2% в прошлом месяце.

Аналитики уверены, что забастовка подтолкнет Hyundai и Kia, контролирующих около 70% внутреннего рынка, активнее развивать производство за рубежом, дабы не зависеть от капризов корейских рабочих. Hyundai уже построил заводы в США, Китае, Индии и Турции. Kia также планирует открыть свой завод в США. “И тогда уже корейские рабочие начнут трепетать, чтобы не лишиться рабочих мест”, – заключает Ким.

Российские продавцы Kia и Hyundai не боятся пострадать из-за забастовки. Пресс-секретарь компании SOKIA, одного из дистрибуторов Kia в России, Павел Лешаков утверждает, что двухнедельная забастовка корейских автопроизводителей абсолютно никак не отразится на российском рынке. Он полагает, что скорее корейские компании сократят поставки автомобилей на внутренний рынок. (FT, 13.09.2005, Анастасия Бокова)