Подконтрольная закупка


На СМВБ торгуется зерно трех базисов поставки (регион хранения) – № 10 (Иркутская область и Красноярский край), № 11 (Кемеровская область и Алтайский край) и № 12 (Новосибирская и Омская области). Наименьший объем торгов и 13, и 14 сентября пришелся на 12-й базис – во вторник было продано 1620 т пшеницы, в среду – 4050 т. Новосибирцы и омичи демонстрируют и самый низкий уровень цен – от 2890 руб./т, в то время как минимальная цена в 11-м базисе не опускалась ниже 3090 руб./т, а в 10-м базисе – не ниже 3290 руб./т, т. е. была практически равна стартовой.

Низкие цены обеспокоили власти. По данным вице-губернатора Новосибирской области, руководителя департамента АПК Виктора Гергерта, в первый день торгов ни один новосибирский элеватор не продал зерно. Он считает, что цену опустили “недобросовестные операторы зернового рынка, которые по бросовой цене покупают зерно у товаропроизводителей, а затем обрушивают цену на торгах”.

В Новосибирской продовольственной корпорации (НПК, сельскохозяйственный оператор областной администрации) подозревают, что цены роняют крупнейшие игроки российского зернового рынка, имеющие активы в Сибири, в первую очередь “ОГО” и “Настюша”. “Вряд ли у кого-то еще есть такие ресурсы”, – считает сотрудник НПК.

Обе компании обвинения чиновников отрицают. Сергей Яухман, гендиректор “Новосибирскхлебопродукта” (принадлежит “ОГО”), говорит, что пока не участвует в торгах: “Мы предполагали продать до 50 000 т зерна, но для нас разумна цена не ниже 3050 руб./т”. А гендиректор “Настюши” (владеет четырьмя элеваторами в Омской области) Игорь Пинкевич говорит, что вообще не имеет права участвовать в интервенциях: “В России у нас нет зернопроизводящих предприятий, а по условиям проведения интервенций аккредитацию могут получить только они”.

Власти настроены решительно: Гергерт намерен привлечь в помощники правоохранительные органы. Начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новосибирской области Александра Аверина заявила вчера, что прокуратура будет ежедневно отслеживать торги, начиная от подписания протоколов мини-сессий, договоров между агентом и продавцами, и исполнение этих договоров. Если договоры не будут исполняться, они будут оспариваться прокуратурой, отметила Аверина.

Участники рынка скептически относятся к инициативе властей по привлечению прокуратуры к контролю торгов. Руководитель инвестиционных проектов зерновой компании “Разгуляй” Юрий Артеменко говорит, что еще не сталкивался со случаями привлечения правоохранительных органов к биржевым торгам и не считает эти меры эффективными для регулирования объемов продаж и цен на зерно. “В этом году был хороший урожай, и излишки зерна на рынке диктуют низкую цену на торгах, – объясняет Артеменко. – Эти факторы гораздо сильнее прокурорского надзора”. Схожей точки зрения придерживается и Пинкевич из “Настюши”: “Цены падают из-за изобилия зерна. Россия соберет в этом году, по нашим оценкам, 52 млн т пшеницы, в то время как внутреннее потребление – 32,5 млн т. Интервенции снимут с рынка 2 млн т, на экспорт уйдет не более 10 млн т. Остающиеся примерно 10 млн т и давят цену вниз. Чтобы интервенции выполняли заявленную функцию регулирования цен, снимать с рынка нужно не 2 млн т, а как минимум 10 млн т”, – считает глава “Настюши”.

Директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько удивлен методами администрации Новосибирской области в попытках контролировать торги. “Недовольство сельхозтоваропроизводителей понятно: госинтервенции – один из немногих каналов прибыльной продажи зерна, но из-за избытка его на рынке торговля сейчас не особенно доходная, – говорит Рылько. – Однако прокуратура здесь ни при чем, это объективная ситуация, и в других регионах правоохранительные органы до сих пор не вмешивались в ход торгов”.