ВОПРОС ДНЯ: Как удешевить бензин?


Закулисные разговоры – и только. “Показательная порка” маловероятна. Вряд ли кто-то рискнет не прислушаться к чиновнику. Особенно после дела “ЮКОСа”, показавшего, каковы шансы частной компании в случае конфликта с государством. Громкие заявления, как в Австрии, тоже маловероятны. Вспомним Украину, где Тимошенко пыталась публично жать на нефтяников. Когда нет четких правил игры, когда государство может применить любые методы, подобные заявления ведут к обратному результату. Компании могут озлобиться (как на Украине) или испугаться (это вероятнее у нас), и все кончится ударом по рынку.

Алексей Макаркин, заместитель гендиректора Центра политических технологий

Например, угрозы административного террора. Тотальные проверки компаний, постоянные придирки в вопросах лицензирования... Наш чиновник весьма изощрен в этих вопросах. Или сговор власти с крупными компаниями. Им это даже на руку. Оптовые цены на бензин для независимых заправщиков они будут увеличивать, а розничные цены на своих заправках – снижать. Тем самым они вытеснят с рынка реальных конкурентов.

Сергей Борисов, президент “ОПОРы” и Российского топливного союза (РТС)

На этом можно политические дивиденды приобрести. Например, партиям – если они организуют пикеты у офисов нефтяных компаний, блокируют заправки. Чиновники могут “просить” нефтяников снизить цены. Но если все это и поможет сбить цены, то на очень малое время.

Андрей Перла, независимый политический консультант, Самара

Способов много – от личной беседы до уголовных дел. Ситуацию можно выровнять, но ненадолго. А вопрос надо решать в долгосрочном плане. В длительной же перспективе психология не работает – только экономика. Здесь задача – сделать так, чтобы на внутреннем рынке оставалось больше нефти.

Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга