Лицо “России!”


Выставка производит действительно сильное и абсолютно непредсказуемое впечатление. Видеть знакомые с детства картины русских художников последовательно развешанными по стене многоэтажной спирали-воронки Музея Гуггенхайма в высшей степени странно. Стоишь внизу, у прекрасных, дивной силы художественного воздействия икон, поднимаешь глаза вверх – а там уже виднеется портрет сумрачного гетмана кисти Ивана Никитина, идешь дальше – и за парадным портретом Екатерины Второй Левицкого маячит золотая “Жатва” Венецианова (тоже топовый образ “России!”, воспроизведенный на обложке тяжеленного тома выставочного каталога).

И так, при подъеме, постепенно за “Девятым валом” Айвазовского (гигантская марина еле поместилась на стене) открывается то совершенно сюрреалистичный Верещагин с полем убиенных солдат, то монументальные репинские “Бурлаки”, то буйная “Сирень” Врубеля. Через галерею передвижников доходишь до маленького, в сравнении с тем, что висит в Третьяковке, “Черного квадрата” Малевича из Эрмитажа и до Кандинского с Филоновым. А потом понеслось: соцреализм с Лениным в кабинете от Исаака Бродского, “Письмо с фронта” Лактионова, нонконформисты, инсталляция Ильи Кабакова “Человек, улетевший в космос”. И так далее – вплоть до висящего под потолком натуралистического “Космонавта” Олега Кулика – восковой персоны, от скафандра которой болтается длиннющий шнур, словно пуповина, уже не связывающая его с землей.

Выставка большая, но ведь история русского искусства – многовековая и за всеми произведениями, висящими на стенах знаменитого американского музея, стоят не только художники, но шестьсот с лишним лет поисков красоты и истины, осознания человеческого долга перед ближним и профессионального – перед искусством.

Невозможно спрогнозировать, поймет ли американский зритель сложный замысел международной команды кураторов большого проекта. Из Третьяковской галереи, Русского музея, Кирилло-Белозерского музея, американских собраний и Эрмитажа (шедевры западноевропейской живописи раскрывают тему коллекционирования и влияния европейской живописи на русскую) в Нью-Йорк привезли – что стало возможным при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина – самые-самые лучшие, важные и популярные, любимые народом картины. Это достижения русского искусства, многие из которых никогда не покидали родных стен. Но, видимо, не случайно американцы выбрали для презентации выставки “Неизвестную”. Для них оказалось неважным, что Крамской писал даму полусвета, им хотелось привлечь этим очень чувственным женским лицом зрительское внимание, наладить тот тесный и прямой контакт, который умственным “Черным квадратом” не установишь. Да и нам неплохо напомнить, что настоящая русская женщина – не только блондинка с косой до пояса и колхозница – соратница рабочего.

Для кого-то из зрителей выставка окажется кратким курсом истории русского искусства, несправедливо мало известного за пределами России, для кого-то – развернутой иллюстрацией к бесконечным многовековым метаниям русского духа, увековеченным в романах Толстого и Достоевского (без портретов титанов русской литературы кисти Николая Ге и Василия Перова обойтись невозможно), а для третьих – просто подбором увлекательных в деталях картин про сватовство майора, тишину московского дворика и вольготную широту колосящегося ржаного поля.

Выставка “Россия!”, с одной стороны, пропагандистская, популяризаторская и зрелищная, с другой – научная, с обоснованной сложной идеей, фундаментальным каталогом и подробными объяснениями к каждому выставочному разделу. В первом качестве она, будем надеяться, привлечет зрителей, во втором, безусловно, войдет в историю. Такую масштабную, умную и зрелищную выставку не зазорно открывать и президенту страны. Это очень важная попытка объяснить миру, что русское искусство – не только авангард и икона, что образ России сложен и многолик, и что весьма поучительно пройтись вдоль лучших образцов русского искусства снизу вверх, по спирали – в поисках света, красоты и истины.