“Приват” деприватизируют


Владелец холдинга “Интерпайп” Виктор Пинчук и Коломойский давно конфликтовали на НЗФ. Еще весной “Приват” созывал собрания акционеров завода, пытаясь переизбрать правление. Тогда же начался судебный процесс по признанию незаконной продажи в 2004 г. подконтрольному Пинчуку концерну “Приднепровье” 50% плюс 1 акция НЗФ. К тому моменту он уже лишился акций “Криворожстали” – по суду они были возвращены в госсобственность. Тимошенко заявила, что и акции НЗФ должны вернуться государству. 26 августа Верховный хозяйственный суд подтвердил незаконность приватизации НЗФ. “Приват” заявил, что готов принять участие в повторных торгах по продаже 50% плюс 1 акция завода.

11 сентября Тимошенко была отправлена в отставку. А теперь атаке может подвергнуться Коломойский. Вчера и. о. министра юстиции Роман Зварыч заявил, что Генпрокуратура подала в суд иски о признании незаконной приватизации “Приватом” контрольного пакета акций Запорожского завода ферросплавов. Аналогичные иски в отношении приватизации 26% акций НЗФ и контрольного пакета акций Стахановского завода ферросплавов, также принадлежащих “Привату”, уже подготовлены.

В пресс-службе Генпрокуратуры “Ведомостям” не смогли сказать, в какой суд подан иск по Запорожскому заводу и в чем именно состоят нарушения “Привата”. Представитель пресс-службы ФГИ не смог сказать “Ведомостям”, участвовал ли “Приват” в приватизации заводов, сославшись на то, что она проводилась давно. Однако сразу два источника, знакомых с ситуацией на Запорожском и Стахановском заводах, сказали “Ведомостям”, что “Приват” купил их акции несколько лет назад у российского предпринимателя Константина Григоришина. Связаться с ним, а также с Коломойским не удалось. В апреле “Приват” продал половину своего пакета в НЗФ другому россиянину – Дмитрию Босову. Вчера Босов заявил “Ведомостям”, что не видит оснований для их возврата в госсобственность. “Я не знаю суть претензий Генпрокуратуры, но, когда мы готовились войти в сделку, мы изучали историю покупки акций НЗФ; так вот: они приобретались не на приватизационных торгах, а на вторичном рынке”, – заявил Босов.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит, что в украинском правительстве были сторонники и Пинчука, и Коломойского, поэтому неудивительно, что расследование в отношении сделок “Привата” началось еще при Тимошенко. Если раньше атаке подвергались структуры Пинчука, то теперь внимание Генпрокуратуры будет более сосредоточено на бизнес-сторонниках бывшего премьера, среди которых есть и “Приват”, говорит украинский эксперт Дмитрий Выдрин. Но Макаркин считает минимальными шансы на то, что “Приват” лишится актива. “От президента сейчас можно ожидать более взвешенной политики, ведь он понимает, что любые агрессивные действия в отношении бизнеса окончательно подорвут инвестиционный климат в стране”, – считает эксперт.