Проект “Б”: Об уважении к истории


В моей филателистической коллекции есть серия польских марок, выпускавшаяся в течение 15 лет. Первые выпуски появились еще при Ярузельском, последние – в 2000 г. Герои этих марок – польские короли, и каждому посвящена лишь одна марка, будь то знаменитый победитель турок Ян Собесский или Генрих Валуа, сбежавший от своих подданных ради французской короны. В том же альбоме находятся и два десятка марок с портретами “отцов-основателей” Литовской республики, подписавших в феврале 1918 г. документ о независимости своей страны. Судьбы этих людей сложились впоследствии по-разному, но соотечественники не забыли никого. Разумеется, и у литовцев, и у поляков есть исключения: периоды, когда их страны де-юре или де-факто потеряли независимость. Но это исключение, подтверждающее правило.

А как же современная Россия? Разумеется, на ее марках представлены персонажи, официально признанные еще в советское время, – такие, как Александр Невский и Дмитрий Донской. В духе современных веяний присутствуют “избранные” Романовы – причем не только Петр Великий и Александр Освободитель, но и неудачники Павел I и Николай II. Но большой вопрос, появятся ли на российских марках такие фигуры, как Анна Иоанновна или Петр III, которых невозможно вычеркнуть из отечественной истории только на том основании, что их личные качества были далеки от идеальных. Кстати, некоторые историки отмечают, что пресловутое немецкое влияние при Анне было преувеличено, а неудачливый муж Екатерины уничтожил репрессивную Тайную канцелярию и освободил дворянство от принудительной службы государству.

Уже не в первый раз нас подстерегают соблазны написания единственно правильной истории, служащей задаче воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Такие попытки делались и при царях, и при коммунистах, но каждый раз приводили к официальной казенщине и болезненной реакции на нее в виде то штудий большевистского “профессора с пикой” Покровского, то трудов бывшего двойного агента Суворова-Резуна. С трудом приходит понимание того, что без подхода к истории как к непрерывному процессу, без попытки понять любых (нравящихся нам или нет) наших предков невозможно подлинное историческое творчество, а не его очередной суррогат, подобный печально известной практике 30-х гг., когда ретушеры изымали с фотографий неугодные портреты “врагов народа”. Как мы можем уважать нашу историю, когда знаменитый полярный исследователь, талантливый флотоводец и патриот России Александр Колчак до сих пор официально числится нереабилитированным преступником? Пусть именем одного из сообщников цареубийц Войкова названа станция метро (хотя лично мне это категорически не нравится), но почему нет названий, в которых была бы запечатлена память о лидерах белого движения и русских либеральных деятелях начала ХХ в.?

Конечно, кое-что на пути понимания уже делается. Перенос в Россию останков генерала Антона Деникина и идеолога белой эмиграции Ивана Ильина – из этого ряда. Но нам еще долго придется идти к подлинной исторической толерантности, предусматривающей отказ от разделения на безусловно правых и столь же безусловно виноватых.