Путину досталось хорошее время


Юбилейная, 60-я сессия Генассамблеи ООН, открывшаяся 13 сентября в Нью-Йорке, обещала стать переломной в судьбе организации: в повестке саммита стояли вопросы о реформировании ООН и ее Совета Безопасности. Выступая на первом заседании, генсек ООН Кофи Аннан признал, что “разногласия между государствами – членами ООН не позволяют полноценно бороться с современными угрозами”: нищетой, геноцидом, распространением ядерного оружия. “Ускользает от нас и реформа Совета Безопасности, хотя она назрела”, – сетовал Аннан.

По какому принципу модернизировать ООН, лидеры вряд ли смогут договориться. “Итоговый документ планируется принять в пятницу, но до сих пор из 35 листов текста половина исчерканы, – печально рассказывал “Ведомостям” один из членов российской делегации, – думаю, все понимают, что ждать судьбоносных решений от этого саммита не стоит”.

Этой логике следовали и президенты. Выступая в первый день сессии, Буш проранжировал самые волнующие проблемы: с болью вспомнил последствия урагана “Катрина”, призвал коллег, сплотившись, “бросить вызов” СПИДу, малярии и птичьему гриппу, а чтобы помочь бедным странам, предложил “ликвидировать таможенные барьеры и отменить субсидирование сельского хозяйства”.

Путин выступал на второй день сессии. “В результате жеребьевки нашему президенту досталось очень хорошее время – он будет выступать утром, – рассказал “Ведомостям” сотрудник российской миссии в ООН, – утром еще никто не устанет и будут внимательно слушать, к тому же выступление Буша успели переварить”. Пятиминутная речь российского президента сенсаций не принесла. Главной опасностью “правам и свободам человечества” Путин назвал терроризм и призвал сделать Совет Безопасности ООН основным центром по борьбе с терроризмом.

Взорвать саммит удалось Лукашенко. Несмотря на то что к моменту его выступления зал заседания почти опустел, белорусский президент самоотверженно раскритиковал американское руководство. “Сегодня мир однополярен, – гремел Лукашенко, – исчезла цветущая Югославия, Афганистан превратился в наркотрафик, продолжается кровавая бойня в Ираке, а Иран и Северная Корея взяты под прицел”. Лукашенко обвинил американцев в том, что под флагом демократии и прав человека они оказывают давление на другие страны, а “ООН позволяет использовать себя как инструмент такой политики”. “Суд над Милошевичем превратился в карикатуру, – не унимался Лукашенко, – где открытый процесс над теми, кто нарушал права узников Гуантанамо?” Завершая выступление, Лукашенко призвал ООН не прятать “по-страусиному” голову в песок и дать отпор американцам.

“Слова Лукашенко не будут иметь никакого резонанса, поскольку в США его воспринимают как одиозную фигуру без сколько-нибудь серьезного влияния”, – говорит Дмитрий Саймс, президент вашингтонского аналитического Nixon Center.

Для Владимира Путина приезд в Нью-Йорк не ограничился участием в Генассамблее. В среду вечером российский президент посетил художественную выставку “Россия!” в Музее Гуггенхайма, куда были свезены картины из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея. Выставка обошлась организаторам примерно в $4 млн, половину из которых профинансировал благотворительный фонд Владимира Потанина, совладельца “Интерроса” (подробнее о выставке см. статью на стр. А8). Во время приезда президента на выставку он старался держаться в тени и не привлекать лишнего внимания ни прессы, ни Путина. Ему это удалось: выступив с непродолжительной речью во славу российского искусства, Путин покинул выставку, отказавшись участвовать в банкете.

Сегодня Путин отправляется в Вашингтон, где проведет переговоры с Бушем и встретится с руководством американских нефтяных компаний Chevron, ConocoPhillips и Texaco. Эти три компании претендуют на участие в проекте “Газпрома” по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения. Сегодня монополия объявит шорт-лист из пяти претендентов. Скорее всего, в нем окажутся и американские компании, так как часть штокмановского газа предполагается поставлять в США.