Роскошь быть свободным


“Вот типичный итальянский мужчина. Воплощенная элегантность!” – говорит Диего Делла Валле. Он стоит в коридоре своего миланского офиса и показывает на коллегу в ярко-синем однобортном пиджаке и белой рубашке с расстегнутым воротником. Потом кладет руку на лоб сотрудника и добавляет: “Он думает о женщинах и о бизнесе”.

А о чем еще, кроме этого? В ответ Диего весело смеется: “Все зависит от дня недели – будний это день или выходной”.

Диего Делла Валле – один из самых влиятельных и богатых людей Италии. Но он производит впечатление обычного человека с живым и веселым характером. Часто улыбается и слывет сторонником dolce vita. К тому же большой шутник: поговаривали, что вместе с друзьями он даже основал общество весельчаков Berlin Club. Правда, сам Делла Валле утверждает, что никогда такого общества не создавал: “Сама идея была не больше чем шуткой”.

Делла Валле сейчас 51 год. Но он ведет себя так, словно ему 18. Офис магната до сих пор хранит следы его юношеских увлечений: красную модель корабля, статуэтку самурая под стеклянным колпаком, черно-белый снимок актера Стива Маккуина (“Афера Томаса Крауна” до сих пор его любимый фильм) и фотографию Джона Кеннеди. На стене висит цветной снимок личной яхты Кеннеди Marlin, которую Делла Валле купил на аукционе Christie’s и отремонтировал. Более того, в другом его офисе, на фабрике Tod’s под Анконой, можно увидеть ученический рисунок, сделанный рукой американского президента. Почему он здесь висит? “Кеннеди – мой кумир. Для нашего поколения он был очень значимой личностью. Я его очень уважаю, потому что именно благодаря ему мы поняли, что любой человек может многого добиться в этой жизни. А кроме того, он был молодым и элегантным мужчиной”, – объясняет Делла Валле.

В глазах итальянского бизнесмена Кеннеди, с одной стороны, идеал лидера, с другой – законодатель мод. Сам Делла Валле тоже стремится быть и тем и другим. Возможно, поэтому он временами подражает политикам. Например, Сильвио Берлускони владеет футбольным клубом AC Milan, а Делла Валле купил себе футбольный клуб Fiorentina. Об этой покупке он говорит так: “Наша идея заключалась в том, чтобы создать в компании такую же дружескую атмосферу, как в футбольной команде. Я думаю, это очень важно для молодого поколения наших работников”.

Сейчас Tod’s строит большой производственный центр в родной области Делла Валле, в Марке, который станет крупнейшей фабрикой по производству обуви класса люкс в Италии. На его территории планируется открыть фитнес-центр, детский сад для детей сотрудников и зал для выставок и лекций, который смогут посещать все жители области.

Уже возведенное здание производственного центра представляет собой элегантную конструкцию из стекла и мрамора. На вопрос, зачем было вкладывать столько вдохновения и сил в строительство обычного промышленного предприятия, Делла Валле отвечает: “Приходя на работу, люди должны чувствовать, что здесь их уважают. Уважение к человеку выражено в размерах здания, в освещении, в оранжереях. Я считаю, что качество жизни значит очень много. Мы пытаемся построить для наших сотрудников такое здание, куда бы они каждый день стремились на работу”.

Уважение к человеку и дух свободы ощущаются и в дизайне обуви Tod’s. Похоже, Делла Валле до сих пор преклоняется перед героем своей юности. Ведь именно поколение Кеннеди, поколение шестидесятников, подняло на щит стиль casual. Делла Валле впервые попал в США, когда ему было 16 лет, и еще раз вернулся туда в 23. Новый Свет произвел на него большое впечатление. “По выходным вся Америка носила вещи в стиле casual, а в Италии даже в субботу-воскресенье облачались в официальную одежду, – вспоминает он. – Именно в Штатах я понял, что уикенд – это время для отдыха. Можно одеваться со вкусом, но при этом выглядеть неформально”.

Делла Валле происходит из семьи потомственных башмачников. Его дед Филиппо начал семейный бизнес еще в конце XIX в. в городке Кассет Д’Эте (область Марке). Однако дела по-настоящему пошли в гору лишь в 1940-х гг., когда бизнес перешел в руки Дорино, отца Диего Делла Валле. Именно Дорино установил тесные связи с розничными торговцами, в том числе с американскими универмагами, и стал выпускать для них обувь под своей торговой маркой. Его сын, Диего, решил пойти еще дальше и создать собственный брэнд.

Но для этого ему нужен был знаковый продукт. И он нашел его все в той же Америке, в стране, где все одевались в свободном стиле и ездили на автомобилях. Именно здесь в конце 1970-х гг. Делла Валле придумал специальные тапочки для вождения. Он взял за основу дизайн индейских мокасин и превратил эту обувь в продукт класса люкс.

Сегодня историю Tod’s изучают в Гарвардской школе бизнеса как пример правильной стратегии компании на рынке. Но, по мнению Делла Валле, секрет его успеха в том, что он производит современные вещи класса люкс, которые совмещают в себе качество и современный фасон. “У сегодняшних потребителей очень быстрый ритм жизни. Они много работают и хотят, чтобы продукты класса люкс были удобными и пригодными для повседневной носки”, – говорит он. Возможно, это звучит немного парадоксально, но, по мнению Делла Валле, модный брэнд необязательно должен быть супермодным. Впрочем, итальянский бизнесмен вообще любит парадоксы, и это видно даже по его наряду. Он одет в шикарный костюм, сшитый в миланском ателье Caraceni, а на руке у него пластиковые часы Swatch и браслет дружбы из цветных ниток, который он выбрал в магазине вместе со своим семилетним сыном.

В прошлом году в интервью еженедельнику New Yorker он сказал: “Я хочу, чтобы через 3–5 лет Tod’s стал одним из трех ведущих брэндов класса люкс в мире. Он должен занимать равное положение с Hermes”. И это при том, что, по признанию самого бизнесмена, у него каждый раз возникают проблемы с употреблением слова “роскошь”, потому что он подразумевает под этим не то, что все остальные. “Для меня роскошь – это, например, несколько свободных часов, оказавшихся в моем распоряжении. Или возможность съесть порцию вкусных спагетти в симпатичном ресторане где-нибудь на Капри. Роскошь не ассоциируется у меня с дорогими вещами. Я понимаю под этим словом то, что людям нравится делать, и разве я не прав? – говорит он и тут же добавляет: – Когда мы рассуждаем о моем продукте, я предпочитаю не употреблять слова “роскошь” или “продукция класса люкс”. Я говорю просто: высококачественный товар”.

Долгие годы, проведенные в провинциальном городке, где центром городской жизни считаются площади и расположенные там маленькие бары и кафе, сделали Делла Валле сторонником традиционных ценностей. Отсюда его страсть к традиционным методам производства обуви, включающим ручную кройку и шитье, а также непоколебимую веру в то, что обувь Tod’s и дальше будет производиться только в Италии.

Почему он не хочет выносить производство в восточные страны? “Нет, это не для нас, – отвечает он. – Мы выпускаем качественную продукцию, а в Италии традиционно делают самые качественные аксессуары на свете. Таков уж наш бизнес. Через него мы рассказываем миру об итальянском образе жизни”.

Возможно, его стремление отстаивать итальянский образ жизни родилось из искреннего преклонения перед еще одним известным итальянским бизнесменом, Джанни Аньели. Последнему очень нравилась обувь от Tod’s, и он помог разрекламировать любимую марку, постоянно щеголяя в мокасинах Tod’s. “Я думаю, он наглядно показал моему поколению, что такое простой образ жизни, – говорит Делла Валле. – Он был могущественным, обаятельным и богатым человеком. Он покорил множество женских сердец и обладал утонченным вкусом. В душе он был настоящим итальянцем, очень хорошим человеком, который любил и понимал свою страну”. Аньели, кстати, тоже владел футбольной командой. Ему принадлежал клуб Juventus. (FT, 20.08.2005, Мария Подцероб)