Доллар подвел россиян

В. Баранов

Впрочем, в “Тез-тур” и “Натали турс” провала в июле не заметили. Все дело в том, что доллар и евро из-за нестабильности курса себя дискредитировали и многие предпочитают рубли, говорит генпредставитель “Тез-тур” в России Александр Синигибский. Финансисты выдвигают похожую версию происходящего. Спрос на наличную валюту “формируют спекулянты и мелкие предприниматели”, уверен начальник отдела банкнотных операций Альфа-банка Дмитрий Долгопольский. А его падение могла вызвать относительная стабильность курса, не позволяющая на нем зарабатывать. Второй фактор – укрепление рубля, сделавшее непривлекательным конвертацию рублевых заработков в валюту, считает он.

Благодаря повышенному спросу россиян на наличную валюту июль считается любимым месяцем у владельцев обменных пунктов. Например, в июле 2004 г. в обменниках было куплено и получено по конверсии почти $3,7 млрд (на $853 млн и $190 млн больше, чем в июне и августе соответственно), в июле 2003 г. – около $2,1 млрд (на $508 млн и $75 млн больше).

В этом году россияне, в основном и формирующие спрос, изменили своим привычкам. В июле 2005 г. “наблюдалось нетипичное снижение активности населения” по покупке наличной валюты, отметил ЦБ в своем обзоре. Вопреки обыкновению, спрос на нее уменьшился по сравнению с июнем на 2% до $5,8 млрд (в основном из-за того, что россияне стали меньше покупать валюты в обменниках), а предложение не изменилось – $4,4 млрд, что соответствует тенденции предыдущих лет. В результате чистый спрос со стороны физлиц, прежде всего россиян, уменьшился (на 8% до $1,36 млрд), а “за все время мониторинга” в июле такое было лишь в 1996 г., отмечает ЦБ.

По данным платежного баланса, уже два года остатки наличной валюты у россиян снижаются, но статистика показывает чистую покупку валюты населением, говорит Олег Солнцев, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Значительная часть купленной в России валюты тратится за рубежом, объясняет он этот парадокс. “Исключительная значимость” туристического фактора, по словам Солнцева, подтверждается и “динамикой чистой покупки валюты”, которая “соответствует интенсивности поездок за рубеж”: обычно у нее два пика – в летний сезон и новогодние праздники.

Но в последнее время туристы предпочитают брать в поездки не наличные деньги, а кредитные карты, отмечает гендиректор Hermes Service Partner Михаил Лапшин. Услуги турагентств все чаще оплачиваются по безналу, одновременно растет доля белого бизнеса (агенты стараются принимать оплату только в рублях, а не в валюте), говорит гендиректор “Капитал тур” Инна Бельтюкова. К тому же, по ее словам, в этом году пик спроса на турпоездки сместился с июля на осень. Июль был “провальный”, большинство российских туристов предпочли перенести отпуск на конец летнего сезона и сентябрь – октябрь, соглашается Имран Назаров, генпредставитель компании “Дип-тур” в России. “После массового заезда на майские праздники резко подскочили цены на авиационное топливо, к тому же турецкие отельеры (Турция – лидер спроса россиян) подняли стоимость проживания на 15–20%”, – объясняет Назаров.

На показатели июля 2005 г. серьезно повлияла “сберегательно-спекулятивная мотивация россиян”, отмечает Солнцев. С марта курс американской валюты рос (в мае – июне – на 1,5% ежемесячно) “почти без провалов”, но в первых числах июля “произошел перелом” – доллар перестал расти и начал падать (на 0,2% за июль). По наблюдениям начальника информационно-аналитического отдела Внешторгбанка Виктора Шпрингеля, россияне ждали “повышения валютного курса”, но ожидания эти не оправдались, что и отразилось на июльских показателях.