Провокаторы и гипнотизеры


Начало и хедлайнер “Крайностей барокко” – невероятный английский ансамбль Red Priest. Четверо виртуозов-экстремалов играют большей частью, понятно, “рыжего священника” Антонио Вивальди, с которым проделывают все, что в голову взбредет. Клавесин превращается в гитарку, барочный символ страдания – в романтический вальсок, в “Осени” из “Времен года” вдруг звучит “Боже, храни королеву”, а с самого начала не сразу понимаешь, что атональное чириканье – это не птички, а блокфлейтист-виртуоз, руководитель ансамбля Пирс Адамс. Однако опыт показывает: когда просто хочется послушать Вивальди, рука сама собой тянется мимо правоверной аутентичной записи или тем паче филармонической к диску с проказами провокаторов из Великобритании. Хотите острых ощущений? Вам сюда.

Ансамбль французской лютнистки Кристины Плюар L‘Arpeggiata привезет программу All’Improvviso. В прошлом году они показали завлекательное тарантельное шоу с пением и танцами, собравшее в сияющем Екатерининском дворце полный зал восторженной публики. Развеяться, приятно провести вечер? Вам сюда.

Трое участников французского ансамбля Alla Francesca в прошлом году шаманили в петербургском Меншиковском дворце. В этом году, как и в прошлом, приезд ансамбля – самый высокий пик на фестивальной карте, тем более что нынче их программу Istanpitta (Праздничная музыка Италии XIV в.) услышат все три города. Руководитель ансамбля, флейтист и ученый Пьер Амон сразу на двух флейтах плетет хитрые лабиринты, а перкуссионист Карло Риццо берет слух в полон с первой же минуты. На билетах следовало бы написать: “Осторожно: звуковой гипноз вызывает зависимость”. Хотите испытать эстетический шок – вам сюда.

Андрей Решетин и Мария Крестинская представят программу “Диалоги об исчезнувшем мире (русская музыка в усадьбе конца XVIII века)”. Концепция становится тем более привлекательной, что ноты произведений Хандошкина, Жирновика, Тица и Козловского, которые исполнит дуэт, хранились именно в усадебных библиотеках. Ансамбль William Byrd из Франции будет исследовать сходство и различие великих современников – Шарпантье и Перселла.

Только к петербуржцам приедут знаменитый ансамбль Mala Punica (Италия) с программой Narcisso Speculando (мадригалы Дон Паоло Флорентийского, аббата и композитора, жившего в XV в.), бельгийская Ausonia с ариями и сонатами Франсуа Франкера и давние друзья фестиваля – Питер ван Хейген, Крис Верхельст и Мариан Миннен (блокфлейты, клавесин, барочная виолончель). В Музее Набокова пройдет серия мастер-классов Ван Хейгена – обязательное место посещения для всех, кто исполняет и изучает барокко.

Главной приманкой концерта – закрытия фестиваля станет соло контратенора Юрия Миненко, которого питерской публике открыл художественный руководитель фестиваля Андрей Решетин. Голос, интеллект, редкая школа барочного вокала – все при нем, как показал апрельский концерт с Оркестром Екатерины Великой в Мальтийской капелле.

Ежегодные выступления Оркестра Екатерины Великой на фестивале похожи на экзамен, ведь российский барочный оркестр – это главная образовательная программа Фонда старинной музыки. Трудно придумать лучший метод для совершенствования, чем равняться на мировых звезд. Не так-то просто соответствовать взятому фестивалем стандарту качества: то манерность в колебаниях темпа зашкалит за допускаемую стилем величину, то динамический баланс даст опасный крен, то пострадает синхронность в быстром пассаже. Но все равно каждый раз ждешь – вдруг именно сегодня родится российское барочное исполнительство мирового уровня. Вдруг именно российские музыканты станут героями и идеей фестиваля.

Организаторы фестиваля не жалеют сил, чтобы воспитывать российские уши только на первоклассном исполнительстве. К хорошему быстро привыкаешь. Уже хочется не только звездного набора, а концепции, уже ищешь в программе, не находя, центральное событие, по которому запомнится именно этот фестиваль. Таким событием могла стать бостонская постановка оперы Маттезона “Борис Годунов”

1710 г., которую планировали показать в России в этом октябре. Дай бог, за год в России найдутся меценаты, которым окажется по плечу роскошь барочной оперы, и тогда следующий фестиваль сможет похвастаться уникальным старинным спектаклем на родной российский сюжет.