Технологии постоянства


Сколько раз вы заходили в душ, а вода оказывалась слишком холодной или слишком горячей и отрегулировать нужную температуру было невозможно? Британская компания Aqualisa была создана именно для того, чтобы помочь решить эту проблему. Технология Aquavalve основана на использовании биметаллической спирали, которая чутко реагирует на изменение температуры воды, а дизайн устройства позволяет более точно отрегулировать ее напор. Благодаря ей Aqualisa вот уже 30 лет удерживает лидирующие позиции в отрасли.

Вплоть до 2001 г. Aqualisa получала большую часть выручки за счет устройств, основанных на технологии Aquavalve. Но сама компания несколько раз меняла владельца.

В 1987 г. владельцы компании продали контрольный пакет акций венчурным капиталистам, в 1993 г. Aqualisa была полностью выкуплена строительной компанией, которая также занималась охранными и противопожарными системами. Затем в 1997 г. строительные подразделения этой компании, в том числе Aqualisa, были приобретены венчурным фондом Candover and Electra. В результате этой сделки была образована компания Newmond.

Именно в этот момент на пост управляющего директора Aqualisa был приглашен Гарри Роулинсон, выпускник Гарвардской школы бизнеса, ранее возглавлявший компанию по производству строительных материалов и предметов для ванных комнат. Когда он вступил в новую должность, то понял, что, несмотря на то что компания показывает неплохие результаты, ее дела далеко не в порядке. Слишком долго компания не выпускала на рынок новых продуктов.

Разработкой новой душевой системы инженеры компании занимались уже несколько лет. В новой системе Quartz благодаря использованию электроники температуру воды в душе можно было отрегулировать более точно. Впервые инженеры Aqualisa заговорили об этой идее в 1991 г., но разработка системы началась только спустя два года. Помощь в создании продукта оказала консалтинговая компания Seymour Powell. Ричард Сеймур и Дик Пауэлл проводили неоднократные консультации с директорами Aqualisa, чтобы определить основные сферы применения новой системы.

Как только началась серьезная разработка системы Quartz, инженеры Aqualisa поняли, что преимуществ у этого устройства гораздо больше, чем им показалось вначале. Одним из основных достоинств Quartz была простота установки. Больше не нужно было оплачивать услуги сантехника и терпеть неудобства, и эти два фактора с лихвой компенсировали высокую стоимость устройства в 500 фунтов стерлингов ($910). Сначала многие специалисты и продавцы душевого оборудования скептически отнеслись к дизайну Quartz, но хорошие отзывы и стильный вид позволили Quartz занять достойное место в магазинах и демонстрационных залах.

В 2001 г., когда производство системы Quartz было поставлено на конвейер, Aqualisa опять сменила владельца. Компания Newmond объединилась с производителем домашних нагревательных приборов Baxi. К середине 2003 г. было продано уже более 40 000 устройств Quartz. Достигнутые успехи привели к очередной продаже компании Baxi, на этот раз фонду BC Partners. А в 2004 г. Aqualisa вновь обрела независимость, когда BC Partners позволил Роулинсону выкупить акции компании за 82,5 млн фунтов стерлингов ($148,5 млн). Эта сделка прошла при поддержке частного инвестиционного фонда Close Brothers Private Equity.

Сейчас компания продает 45 000–50 000 устройств Quartz в год, и эта технология приносит примерно половину выручки компании, утверждает Роулинсон. В 2004 г. прибыль до налогообложения компании Aqualisa составила 9 млн фунтов стерлингов ($16 млн) при обороте 47 млн фунтов стерлингов ($85 млн). В

2003 г. эти цифры составили соответственно 8,4 млн фунтов стерлингов ($15 млн) и 46 млн фунтов стерлингов ($83 млн). “За последние пять лет нам удалось удвоить объем продаж”, – говорит Роулинсон.

После того как владельцами компании стали ее менеджеры, многое изменилось. Гарри Роулинсон получил свободу действий, возможность рисковать. “Теперь, когда акции сосредоточены в наших руках, мы гораздо больше сил вкладываем в развитие компании, – убежден Роулинсон. – Я считаю правильным, когда менеджеры компании выступают в роли совладельцев”. (FT, 13.09.2005, Полина Михалева)