ВЕКТОР


Спор исчерпан

Правительство поставило точку в давнем споре фондового и антимонопольного регуляторов по поводу срочного рынка. Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) переданы функции Комиссии по товарным биржам (КТБ). ФСФР будет лицензировать товарные и срочные биржи и их брокеров.

Конфликт между тогда еще ФКЦБ и МАПом начался четыре года назад. Поводом для него послужило принятое летом 2001 г. постановление ФКЦБ, в котором были сформулированы требования к порядку совершения срочных сделок на рынке ценных бумаг, их участникам и организаторам.

В МАПе настаивали, что регулировать все срочные сделки должен единый орган в лице КТБ при МАПе. А в ФКЦБ считали, что регулировать срочные сделки нужно с учетом специфики базового актива: контракты на валюту – Центробанк, на товары – МАП, а на ценные бумаги – ФКЦБ. Поэтому, когда в сентябре 2002 г. Минюст зарегистрировал постановление ФКЦБ, МАП направил туда предписание постановление отменить. А дальше ведомства с переменным успехом судились.

Открытое противостояние нервировало участников срочного рынка, которым нужны четкие правила игры и один регулятор.

В результате административной реформы страсти улеглись. КТБ оказалась не при ФАС, а при ФСФР, а теперь в этой истории и вовсе поставлена жирная точка. КТБ скоро не будет вовсе, а всем срочным рынком будет заведовать фондовый регулятор.

Квоты не помогут

Сегодня состоится очередной саммит ОПЕК, на котором представители стран – членов картеля вновь будут обсуждать увеличение квот на добычу нефти. Сейчас ОПЕК добывает 28 млн баррелей сырья в сутки. Предполагается, что этот показатель вырастет еще на 0,5–1 млн баррелей. Саммит ОПЕК уже не первый раз в нынешнем году собирается с подобной повесткой. Всякий раз картель соглашается увеличить квоты, но облегчения потребителям нефти это не приносит. Если в начале года сырье стоило около $45 за баррель, то сейчас цена уже зашкаливает за $60. А недавно котировки в Нью-Йорке и вовсе поставили исторический рекорд, пробив уровень в $70 за баррель.

Дело в том, что квоты картеля давно перестали отражать реальные объемы добычи. Так, по данным ОПЕК, сейчас его члены добывают около 30 млн баррелей нефти в день. Увеличить же добычу картель не может. Свободными мощностями фактически обладает лишь Саудовская Аравия. Эта страна всегда выступала за увеличение добычи. Но ее чиновники уже не видят в этом смысла. Так, министр нефтяной отрасли Саудовской Аравии Али аль-Наими сообщил Reuters, что не видит спроса на новые объемы нефти. По его словам, покупатели не отреагировали на предложения королевства о дополнительных поставках нефти. А Катар и вовсе утверждает, что ОПЕК может и не повышать квоты.

Министр энергетики Катара Абдулла аль-Аттийя утверждает, что на самом деле проблема в недостатке не нефти, а нефтеперерабатывающих мощностей. А раз так, то цены на нефть еще долго будут на пике. Ведь из-за урагана “Катрина” разрушена значительная часть американских НПЗ. На восстановление нефтяной инфраструктуры уйдет несколько месяцев. А все это время США будут восполнять нехватку топлива закупками за рубежом, что как минимум не будет способствовать снижению цен на нефть.