ВОПРОС ДНЯ: Как лучше потратить военный бюджет?


Вложиться в будущее. Скажем, в НИОКР, ради которых можно сэкономить на текущих закупках. Мало смысла тратить деньги на масштабное приобретение оружия, созданного под нужды “холодной войны”. Оно, видимо, не пригодится. Больше средств выделять вооружению для локальных конфликтов. А вот ядерным вооружениям уделять поменьше внимания. Нынешнего арсенала хватит еще 10–15 лет, чтобы разметать любого противника.

Иван Сафранчук, директор российского представительства Центра оборонной информации

Может быть, первым делом потратиться на механизм контроля за целевым использованием денег? А потом подумать, например, про НИОКР. Но чтобы средства не размазывались тонким слоем, выделить несколько важнейших программ. Например, пятое поколение истребителей и двигателей. Эти разработки поддержат не только обороноспособность, но и конкурентоспособность страны.

Дмитрий Васильев, редактор журнала “Экспорт вооружений”, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий

Сейчас крайне благоприятные внешнеполитические условия. До 2020 г. кроме локальных конфликтов России ничего не угрожает. Есть шанс полностью перейти на контрактный принцип комплектования. Это значительные затраты – обеспечить уволенных жильем, выходным пособием и так далее. Но численность войск сократится, а это уже экономия всего, от зарплат до ГСМ.

Владимир Евсеев, эксперт Московского центра Карнеги

Наиболее устойчивы при кризисе государства, у которых есть нормальные боеспособные сухопутные войска. Сейчас у Минобороны появился верный приоритет – поддерживают части постоянной готовности. Нужны учения, где будет обкатываться не только дружба с китайцами, но и боевое применение подразделений, в которых большинство – контрактники. Как действуют призывники, мы уже знаем, а как в боевой обстановке ведут себя контрактники – пока известно слабо. Нужно создание нормального сержантского корпуса. Говорят, надо закупать новое вооружение. Но зачем? Ни танков, ни самолетов XXI в. у нас пока нет. Средства связи, средства боевого управления поднимут боеспособность выше, чем дополнительные БТР старого образца.

Дмитрий Евстафьев, эксперт ПИР-центра