Цены, стоять!

Е. Стецко

Независимые эксперты думают иначе. Экономика почти не заметит замораживания цен, а инфляция сократится, но не до 11%, считает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. “Хуже то, что псевдоадминистративными мерами стимулируется еще большая неэффективность расходования топлива, – считает Гавриленков. – Посмотрите – в Москве невозможно ездить из-за пробок и цены на бензин никого не смущают, здесь, наоборот, нужно повысить их в два-три раза. А в некоторых регионах цены действительно становятся тормозом на пути развития экономики”. Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов убежден, что жертва нефтяников при этом не так уже велика: автомобильный сезон закончился, а отопительный еще не начался, и мировые цены на нефть постепенно снижаются, и цены на бензин вряд ли бы повысились.

За прошлую неделю цены на бензин в Москве подскочили сразу на рубль с лишним. Такого столица не помнит давно: обычно за неделю цены могли прибавить 10–40 коп. за литр. С начала этого года оптовые цены на бензин выросли на 45–50%, розничные – на 16–21%.

Власти вместе с нефтяными компаниями несколько месяцев ломают голову, как обуздать рост цен на нефтепродукты. Нынешняя идея – отвязать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от мировых цен на нефть. Чиновники надеются, что и цены на бензин таким образом перестанут следовать за мировыми. Противники возражают, что нефтяникам нет резона держать цены, ведь их маржа будет только расти.

Внезапно нефтяники сами решили умерить аппетиты. Вчера руководители крупнейших нефтяных компаний “ЛУКОЙЛа”, ТНК-BP, “Роснефти”, “Сибнефти”, “Сургутнефтегаза” и “Татнефти” (список участников см. во врезке) экстренно собрались на совещании у главы Минпромэнерго Виктора Христенко. Министр вышел из отпуска и после встреч с подчиненными решил срочно собрать нефтяников на это совещание, рассказывает чиновник министерства. “Он искал выход из положения [с ростом цен на горючее]. Решили, что нужно срочное решение, чтобы ситуация совсем не ухудшилась”, – объяснил он.

Выход был таким: на совещании нефтяники дали слово, что до конца года не будут повышать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. По словам представителя Минпромэнерго Станислава Наумова, это решение было принято добровольно, без какого-либо давления. “Компании проявили ответственность и показали, что способны думать не только о собственных прибылях, но и об экономике в целом”, – говорит он.

Пока нет ясности, идет ли речь о фиксации розничных цен или оптовых тоже. “На совещании шла речь только о том, чтобы заморозить цены для конечных потребителей”, – говорит один из его участников. “ЛУКОЙЛ” выпустил вчера пресс-релиз, где говорится, что компания с 19 сентября и до конца года замораживает розничные цены на собственных АЗС. Только о розничных ценах говорит и сотрудник “Роснефти”. Но один из чиновников считает, что замораживать только розничные цены несерьезно и недостаточно. Он уверен, что мораторий коснется и опта.

От головокружительного роста цен на бензин страдает сейчас весь мир. Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко этим летом пыталась ввести госрегулирование цен на бензин, но нефтяники закрыли часть НПЗ на ремонт, что привело лишь к дефициту топлива. На минувшей неделе министр финансов Австрии Карл-Хайнц Грассер выступил по радио и потребовал у операторов рынка снизить цены на 2–3 евроцента за литр, пригрозив в противном случае ввести новый налог для компенсации потребителям их потерь от роста цен. С аналогичным требованием выступил и его французский коллега Тьерри Бретон. В Австрии угроза возымела действие – на следующий день ВР, Shell и местная OMV снизили цены на бензин и дизтопливо.

В России ничего похожего не происходило с июня 1999 г. Тогда, борясь с инфляцией, правительство Евгения Примакова убедило нефтяников на полгода заморозить цены, чтобы остановить инфляцию. Есть разные мнения, поможет ли мораторий теперь. Директор департамента Минэкономразвития Андрей Клепач считает, что да и инфляция останется в пределах определенных правительством 11%. По мнению Клепача, если бы рост цен на бензин продолжился, это было уж точно невозможно. ГСМ занимают 1,5% в потребительской корзине, но с учетом влияния на цены продовольствия и отопления их вклад в инфляцию выше 5%. Он уверен, что решение нефтяников добровольное и последовало в ответ на волю правительства снизить НДПИ.

Зато, по мнению президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, решение нефтяников может привести к разорению независимых торговцев бензином. Это произойдет, если компании зафиксируют розничные цены, но продолжат повышение оптовых. Так уже поступил “ЛУКОЙЛ”, когда в конце 2004 г. выполнил обещание Владимиру Путину снизить цены на своих заправках на 5%. До мая 2005 г. компания удерживала цены, но рост оптовых не остановила. Во многих случаях это привело к тому, что его розничные цены были ниже оптовых. Это вызвало возмущение независимых бензоторговцев, и они стали жаловаться на “ЛУКОЙЛ” в антимонопольные органы. Теперь история может повториться, но в гораздо больших масштабах. По данным “ЛУКОЙЛа”, вертикально интегрированным компаниям принадлежат только 25% АЗС, остальные – у независимых торговцев, покупающих топливо на свободном рынке. Зато компаниям – участникам совещания у Христенко принадлежат примерно 70% нефтепереработки.