Инвестиции в Санкт-Петербурге: Нежеланные инвесторы


Петербург впервые столкнулся с митингами и пикетами, участники которых выступают против крупных градостроительных проектов, в начале года. Тогда жители юго-запада города протестовали против строительства комплекса “Балтийская жемчужина” из-за опасений, что проект приведет, в частности, к “увеличению потока иммигрантов”. А жители Васильевского острова создали организацию “Защитим остров Васильевский!” (ЗОВ), которая при поддержке партии “Яблоко” настаивает на запрещении намыва территории и переносе проекта “Морской фасад” в другое место под предлогом “загрязнения воздуха”. Как сообщил зампредседателя василеостровского отделения “Яблока” Сергей Инденок, депутаты намерены внести соответствующие поправки в городской закон о генплане.

“Недовольство жителей проектом вполне естественно – кому понравится стройка у тебя под окнами”, – говорит пресс-секретарь “Морского фасада” Татьяна Юрьева. Однако, по ее словам, 90% участников митингов принадлежат к различным политическим партиям, которые таким образом решают свои вопросы. А против проекта строительства “Балтийской жемчужины” помимо жителей прилегающих районов выступало руководство яхт-клуба “Балтиец”, расположенного на территории будущего квартала. Ван Ли, пресс-секретарь реализующей проект Шанхайской индустриально-инвестиционной компании, говорит, что все общение с протестующими взяла на себя администрация Петербурга. В результате яхт-клуб с территории в 7,3 га переехал за счет города на участок в 27 га, сообщил командор “Балтийца” Владимир Климбек. Но протесты жителей остались без ответа и группа граждан в начале мая направила в Законодательное собрание (ЗС) заявление о вынесении на референдум вопроса о правомерности строительства “Балтийской жемчужины”, сообщил заместитель председателя горизбиркома Дмитрий Краснянский. ЗС до сих пор не рассмотрело эту инициативу, и депутат Сергей Андреев решил через суд обязать депутатов рассмотреть вопрос о референдуме. В мае он подал заявление в Октябрьский федеральный суд Петербурга. Его возмутило то, что китайский инвестор получил землю целевым назначением, без проведения торгов. В суде подтвердили, что заявление Андреева получено в конце мая, однако сообщили, что дата его рассмотрения еще не определена.

Целевым образом выдаются только участки, не предполагающие конкуренции, поясняет решение администрации зампредседателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Николай Асаул. По его словам, в городе “нет других компаний, способных вложить миллиард долларов в освоение 180 га или намыть 146 га новой территории на Васильевском острове”. Существование протестных групп по каждому проекту подтверждает правило, что чем крупнее проект, тем выше внимание общественности к нему. Этим рады воспользоваться различные мелкие политические партии, чтобы получить бесплатную рекламу, говорит Асаул. По его словам, в администрации нет информации о судебных исках, оспаривающих осуществление крупных проектов.

Судебные перспективы протестов юристы оценивают скептически.

Затормозить проект с помощью юридических процедур можно, только если он противоречит закону, рассуждает Александр Григорьев из юридической компании “Александр Григорьев и компаньоны”. Тогда можно некоторое время портить жизнь инвестору, оспаривая его действия в суде, говорит он. Григорьев не припомнил случая, когда жителям удавалось заставить инвестора отказаться от проекта. Повлиять на тот ли иной проект жители могут, только если общественный резонанс изменит политическую волю властей, констатирует Григорьев.

Недовольство жителей вряд ли может стать причиной закрытия проекта, согласен партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Максим Калинин, “хотя их мнение, как правило, учитывается при определении инвестусловий”. Теоретически через городской референдум можно опротестовать проект, добавляет он. Однако для его проведения инициативная группа граждан должна собрать около 90 000 подписей (2% от жителей Петербурга) в поддержку рассматриваемого вопроса. Механизм референдума предназначен для решения глобальных вопросов, затрагивающих каждого жителя, говорит Калинин. “Мне сложно представить инвестиционный проект такого масштаба”, – сказал он.

Единственный крупный проект, не вызвавший протеста, – строительство завода Toyota. Однако в отличие от “Китайского квартала” и пассажирского терминала земля, выделенная под строительство завода, расположена вдали от жилых массивов.