Защитники поневоле


Сам Ходорковский просил встречи с адвокатами, защищавшими его в первой инстанции, чтобы выяснить, кто из них готов взять на себя защиту, если болезнь Падвы затянется. Но те в конце прошлой недели пожаловались, что встретиться с Ходорковским им не удается из-за якобы объявленного в СИЗО карантина.

“В четверг я наблюдал с гордостью за страну выступление нашего президента на Генеральной Ассамблее ООН. Другой информации с воли у меня нет”, – констатировал вчера Ходорковский, имея в виду сведения о состоянии здоровья Падвы. Зато они нашлись у гособвинителя Дмитрия Шохина. По его просьбе суд приобщил к делу справку за подписью главврача больницы, где лежит адвокат: “По состоянию своего здоровья участвовать в судебных заседаниях не может”.

“С учетом этой информации вы можете сейчас принять решение, с кем из адвокатов вы будете заключать соглашение?” – поинтересовался у Ходорковского судья Алексей Мариненко. Тот терпеливо повторил, что пока не знает, кто из адвокатов сможет заменить больного Падву, и хотел бы сначала выяснить ответ на этот вопрос, а уж потом заключать соглашение. “Но вы в принципе не возражаете?” – уточнил прокурор. “Я пока не знаю”, – повторил бизнесмен. “Присутствующие в зале адвокаты [Елена] Левина, [Денис] Дятлев и [Антон] Дрель вправе и даже обязаны защищать Ходорковского Михаила Борисовича!” – взорвался Шохин. По словам Дреля, адвокатов бизнесмена в суд вызвали телефонограммой, хотя соглашений об участии в кассации у них нет.

После получасового перерыва суд огласил решение, которого, кажется, не мог предугадать никто: “Осужденный Ходорковский заявил, что он не возражает против участия данных адвокатов. – лицо Ходорковского вытянулось. – Судебная коллегия определила допустить адвокатов Дятлева, Дреля, Левину к участию в рассмотрении дела в качестве защитников”. “Не говорил он такого!” – послышалось из зала.

“Данные, представленные господином прокурором, не соответствуют действительности, – попытался возражать после следующего перерыва Ходорковский. – Генрих Павлович Падва сказал, что во всех случаях готов принять участие в процессе к концу недели”. На случай, если Падва защищать его все же не сможет, бизнесмен попросил “предоставить возможность пользоваться услугами адвоката [Юрия] Шмидта” (он тоже участвовал в рассмотрении дела в Мещанском суде). Уже допущенные судом к процессу адвокаты заявили, что считают свое участие “незаконным”. “Я согласия на их участие не давал. Я отказываюсь от их услуг в кассационной инстанции”, – возмутился Ходорковский. “Можете обжаловать в суде вышестоящей инстанции”, – оборвал председательствующий Вячеслав Тарасов. “Дикость то, что прозвучало со стороны защиты! Это пренебрежение законом об адвокатуре! Заявления о том, что высокопрофессиональные адвокаты знают процесс частично, не выдерживают никакой критики!” – настаивал Шохин. Продолжить изучать вопрос об участии защиты в процессе суд планирует сегодня.

Право выбора адвоката все же принадлежит лицу, чья судьба находится на весах правосудия, рассуждает опытный российский адвокат, не пожелавший раскрывать своего имени в печати. Ходорковскому следовало письменно сообщить суду о своей просьбе дождаться выздоровления Падвы или предоставить ему время на заключение соглашения с адвокатами, подробно указав все детали и сроки, советует адвокат Андрей Князев.

Поскольку от даты вступления приговора Ходорковскому в силу зависит, успеет ли он стать кандидатом в депутаты Госдумы, обе стороны играют в процессуальную игру, тонко балансируя на грани процедурных норм, замечает Борис Макаренко из Центра политтехнологий. “Но, поскольку суд у нас басманный, Ходорковский в ней скорее всего проиграет”, – констатирует политолог.

Регистрация кандидатов в депутаты на довыборах в Госдуму по 201-му Университетскому округу, в котором планирует баллотироваться экс-совладелец “ЮКОСа”, началась вчера, а закончится 19 октября. “Власть поставила Мосгорсуду задачу не дать Ходорковскому зарегистрироваться, и этим все объясняется”, – заявил вчера Дрель. Уведомление о намерении участвовать в этих довыборах Ходорковский, по сообщению его пресс-центра, послал в избирком через начальника СИЗО еще неделю назад. Но, как сообщила “Ведомостям” председатель территориальной избирательной комиссии по 201-му округу Галина Деденева, ко вчерашнему вечеру в избирком поступили заявки всего от пяти кандидатов. Ходорковского среди них нет. “Сегодня приходил его представитель, но мы не можем принять от него никакие документы, пока не получим заявление и уведомление”, – говорит Деденева.