Дилемма Гринспэна


Вчера ФРС повысила ставки до 3,75%, заявив, что последствия урагана “Катрина” окажут лишь временный негативный эффект на экономику. Правда, впервые более чем за два года решение не было единогласным: один из 10 членов комитета по ставкам высказался за то, чтобы оставить их на прежнем уровне. ФРС намерена продолжить “постепенное” повышение ставок (т. е., как считают участники рынка, на 0,25 п. п. за один раз), тем более что “высокие издержки на энергоносители и прочие расходы могут усилить инфляционное давление”.

Природные катаклизмы осложнили жизнь не только жителям Нового Орлеана и американским властям, но и руководителям ФРС и экономистам. До того как ураган “Катрина” 29 августа обрушился на американское побережье, все 107 экономистов, опрошенных Bloomberg, были уверены, что ФРС на состоявшемся вчера заседании должна повысить ставки. В прошедший понедельник так считали лишь 86 экспертов, остальные полагали, что Алан Гринспэн с коллегами сделают паузу, чтобы оценить, какой урон ураган нанес экономике. Столь значительного различия в позициях не наблюдалось с июня 2003 г. “Впервые в этом году есть расхождение во мнениях, и, какое бы решение ФРС ни приняла, найдется много недовольных, – говорит старший экономист УК “АльянсРосно” Алексей Казаков. – К тому же в начале года считалось, что 3,75% – это тот целевой уровень, на котором ФРС, скорее всего, остановится”.

После того как “Катрина” обрушилась на Новый Орлеан, цены на бензин, нефть и газ достигли рекордных значений, подорвав уверенность потребителей, предпринимателей и инвесторов и заставив экономистов снизить прогнозы роста на конец года. По оценке бюджетного комитета конгресса, из-за “Катрины” рост ВВП во втором полугодии может замедлиться на 0,5–1 процентный пункт в годовом исчислении. При этом влияние последствий урагана на цены на топливо и строительные материалы будет сказываться на данных по инфляции по крайней мере до октября, затрудняя оценку того, что в реальности происходит с экономикой.

Возможное замедление экономического роста заставило некоторых экспертов заключить, что как минимум на одном из трех заседаний ФРС, оставшихся до конца года, ставки повышены не будут (так считает большинство из 22 экономистов ведущих американских банков). Однако сделать паузу ФРС может не позволить поднимающая голову инфляция. Данные по росту цен за август (без учета “Катрины”) оказались выше ожиданий, составив 0,5% (3,6% к августу 2004 г.). Инфляцию могут подхлестнуть не только сохраняющиеся на рекордном уровне цены на энергоресурсы, но и миллиарды долларов, которые власти, компании и американцы потратят на восстановление Нового Орлеана и других населенных пунктов на побережье Мексиканского залива. “Нужно восстанавливать крупный американский город. Это, без сомнения, подхлестнет инфляцию”, – считает Дэвид Глоук, управляющий портфелем казначейских облигаций Vanguard Group. Конгресс уже одобрил выделение из бюджета $62,3 млрд, а общий объем только федеральных средств на ликвидацию последствий урагана может достигнуть $200 млрд.

Опасения инвесторов, ожидающих ускорения инфляции, уже отразились на рынке казначейских облигаций США. Если ранее разница в доходности краткосрочных и долгосрочных облигаций была незначительной, то после “Катрины” доходность долгосрочных бумаг стала расти. 29 августа спрэд между доходностью двух- и 10-летних бондов составлял 0,12 п. п., а вчера перед объявлением ФРС – 0,31 п. п. “Даже если мы пройдем этот период без каких-либо серьезных последствий для экономики, беспокойство относительно инфляции возрастет”, – говорит Джен Хэтциус, старший аналитик по экономике США в Goldman Sachs.

Рост доходности казначейских облигаций не должен ударить по российскому рынку бондов, считает Казаков. “Рост доходности 10-летних казначейских облигаций в сентябре практически не повлиял на российские суверенные евробонды. Мы защищены своим прекрасным фискальным положением, политикой досрочного погашения долга, – говорит он. – Снижение доходностей порождает охоту и за корпоративными облигациями, валютными и рублевыми, по которым спрэд еще не успел сузиться”. (Использованы материалы WSJ.)