Кредиторы требуют своего


Дело вряд ли дойдет до исков к “Юганску”, считает аналитик Rye Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. “Банкам выгодно дружить с “Роснефтью”, они могут заработать на кредитах, а некоторые – участвовать и в IPO компании”, – говорит он. “Скорее всего у “ЮКОСа” рано или поздно появится новый владелец, который будет лояльным властям, и тогда его долги государству могут сильно уменьшиться, а банки смогут выиграть на казалось бы безвыходной ситуации, получив набежавшие за это время пени и штрафы”, – резюмирует он.

В июне Высокий суд Лондона удовлетворил иск 13 банков о взыскании с “ЮКОСа” $482 млн долга. Речь идет об остатке долга по выданному в 2003 г. кредиту на $1 млрд. Он был синдицирован Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC, ING. Координатором сделки выступал Societe Generale (SG). Еще $1,6 млрд SG одолжил “ЮКОСу” под обеспечение Group Menatep, контролирующей более 60% “ЮКОСа”. Поручителями по кредитам выступили добывающие “дочки” “ЮКОСа”, включая “Юганскнефтегаз”.

Как стало известно “Ведомостям”, выиграв суд в Лондоне, банки-кредиторы решили доказать свои претензии и в России. Они обратились в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда в России, рассказал источник в “ЮКОСе”. Это обязательная процедура для всех решений зарубежных судов, суть которой – легализация претензий, поясняет собеседник “Ведомостей”. Рассмотрение дела назначено на завтра.

Эту информацию “Ведомостям” подтвердил источник в Societe Generalе, однако от дальнейших комментариев отказался. Стремление добиться признания решения лондонского суда в России не означает отказ банков от попыток взыскать долг за счет зарубежных активов “ЮКОСа”, говорит менеджер другого банка-кредитора. “Просто мы хотим, чтобы у нас появилась возможность делать это и в России”, – объясняет он.

“Если суд встанет на сторону банков, а “ЮКОС” не сможет исполнить его решение в течение 30 дней, кредиторы получат право возбудить исполнительное производство – описать имущество и активы, наложить арест на счета”, – говорит партнер юридической фирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. По его словам, по требованию банков судебные приставы могут наложить арест на счета компании, несмотря на то что они уже арестованы по иску государства: “Просто им придется встать в очередь за государством”. Сейчас “ЮКОС” должен государству $10,4 млрд.

Победа в суде даст банкам право на банкротство “ЮКОСа”, говорит Тутыхин. “Мы не исключаем подачи исков о банкротстве “ЮКОСа”, но пока такого решения не принималось”, – говорит менеджер одного из банков.

Кредит “ЮКОСу” выдавался под гарантии и “Юганскнефтегаза”, который сейчас принадлежит “Роснефти”. По словам Тутыхина, банки-кредиторы могут сами выбирать, с кого требовать оставшийся долг – с должника или гаранта. В январе банки потребовали от “Роснефти” погасить оставшуюся часть долга по первому кредиту на $1 млрд. По отчетности “Юганска” на 1 января 2005 г. его обязательства перед Societe Generale по гарантиям, выданным “ЮКОСу”, составляли $1,9 млрд. А в апреле банкиры встречались с президентом “Роснефти” Сергеем Богданчиковым, но руководство “Роснефти” заявило, что не намерено реструктурировать долг, и посоветовало обращаться за деньгами к “ЮКОСу”. Но “чтобы предъявлять такие претензии “Роснефти”, банкам будет необходимо получить аналогичное решение суда не по “ЮКОСу”, а по “Юганскнефтегазу”, поясняет Тутыхин. Пока банки не подали иски к гарантам “ЮКОСа”, однако такой возможности не исключают. “Все будет зависеть от переговоров, но после этих решений суда будет проще доказать долг гарантов, если они тоже откажутся платить”, – говорит банкир. С представителями “Роснефти” вчера связаться не удалось.