От противного


Русское MTV вручит свои премии во второй раз – год назад в Кремле прошла первая церемония Russian Music Awards (RMA), ознаменовавшаяся триумфом поп-группы “Звери”. Само мероприятие прошло не слишком удачно: технические накладки быстро напомнили зрителям, что они присутствуют на телесъемке. В этом году к делу подошли капитальнее – на Васильевском спуске сооружен шатер и даже испрошено благословение патриарха Московского и Всея Руси. Победители в 12 номинациях будут выбраны из полусотни артистов. Лидерами по количеству номинаций стали Земфира и Дима Билан – они претендуют сразу на пять фирменных “матрешек”. Помимо обязательных номинаций (лучшие артист, группа, дебют и т. д.) в списке категорий есть и отраслевые: лучший рок-проект, рэп-проект, лучшее видео, а также три спецприза: “Свободный разум” (вручается за заслуги в делах просвещения), “Живи” (им чествуют борцов со СПИДом) и “Легенда MTV”. Главной интригой станет борьба за звание лучшего артиста, на которое претендуют группы “ВИА ГРА”, “Уматурман”, Вячеслав Бутусов, Земфира и Дима Билан – победитель в этой номинации отправится представлять Россию на церемонии European Music Awards в Лиссабоне.

Другой музканал – спутниково-кабельный A-One, который проводит свою церемонию днем позже в Лужниках, до сих пор громко о себе не заявлял. Учрежденная им Русская альтернативная музыкальная премия (Russian Alternative Music Prize, или RAMP) будет вручаться по итогам sms-голосования, проводившегося с начала года. В числе ее номинантов – российские рок-группы так называемого альтернативного направления, отвечающие формату вещания канала. Лидеры по количеству номинаций – группы Amatory, Animaljazz, Tractor Bowling, Jane Air, команды клубного масштаба. Премия будет вручаться в девяти номинациях – к традиционному набору категорий добавлены “Сайт года”, “Фестиваль года” и “Выступление года”.

Под заявленное соперничество двух наград подведена идеологическая база – A-One (“Альтернативный первый”) подает себя как “MTV наоборот” и, похоже, использует эту формулу как ключевую в своей маркетинговой стратегии. Канал A-One решительно и крикливо отмежевывается от своего попсового конкурента, продвигая “другую” эстетику – утяжеленный гитарный рок, поп-панк, грандж и ню-метал. Входящие в состав так называемой альтернативной субкультуры эти изначально андеграундные жанры давно уже вышли из подполья и стали едва ли не более доходной отраслью шоу-бизнеса, чем откровенные поп-шлягеры. Именно поэтому их не чурается и MTV, в том числе и российское – в качестве почетных гостей на RMA’05 будут выступать Келли Осборн (дочь знаменитого Оззи) и Korn. Последние, что интересно, на следующий день станут и главными героями церемонии-соперницы – RAMP.

Собственно, именно с этим концертом связана главная странность “альтернативной” премии. Открыв голосование по номинациям в начале года, A-One оповестил только собственную аудиторию (показатели которой пока, скажем так, незначительны), а о самом телеканале и проводимом им мероприятии широкий зритель узнал не ранее середины августа. В ходе стартовавшей тогда рекламной кампании RAMP сама церемония оказалась затенена фигурами ее гостей – американцев, считающихся одними из основателей “нового металла”. Похоже, выходящий на рынок телеканал решил устроить собственное мероприятие с участием иностранных звезд, а награждению уготована роль “подверстки”, церемониальной программы из серии “заодно и своих уважить”.

Но если в случае с A-One недоразумения носили характер чисто умозрительный, то выдвижение номинантов на RMA MTV ознаменовалось скандалом. Раздав бюллетени с лонг-листами экспертам премии (в их числе были деятели шоу-бизнеса, музыканты и критики), у четверти из них телеканал забыл их забрать, а свой промах попытался загладить уже после объявления “коротких списков” по основным категориям. Это дало повод некоторым журналистам (среди них был и колумнист “Ведомостей” Александр Плющев) выступить с заявлениями о попытке использовать их имена и статус в качестве ширмы, за которой телеканал сам выдвигает номинантов и, возможно, определяет победителей.

Прижавшиеся друг к другу во времени премии-соперницы в своей диалектической борьбе сами не замечают, как сходятся в одном: церемонии вручения премий для них важнее самих наград, а рейтинг важнее объективности. Только “MTV Россия” эксплуатирует поп-мейнстрим, а A-One пытается возглавить фронт молодежного бунта и разыграть “карту оппозиции”. На деле же различия чисто стилистические – “альтернативные” музыканты не имеют фактически никакого отношения к реальной контркультуре: в лучшем случае оказываются утяжеленными поп-звездами, в худшем – самодостаточными и нехаризматичными явлениями, замкнутыми внутри далеко не самой интересной молодежной субкультуры. Что, быть может, не так уж и плохо – от харизмы их конкурентов с MTV уже деваться некуда.