Там, где прошел ураган


Ураган “Катрина” стал самым масштабным и разрушительным стихийным бедствием, с которым когда-либо сталкивались американские розничные сети. Только в сети Wal-Mart два распределительных центра и 126 супермаркетов были закрыты, в том числе 12 – в Новом Орлеане и его окрестностях, поскольку оказались на пути приближающегося урагана. Больше половины из них были обесточены, некоторые затоплены, и 89 магазинов сообщили об ущербе. Но к прошедшей пятнице почти все закрытые магазины заработали вновь. Почти на всей пострадавшей территории первыми появлялись не автобусы спасателей, а грузовики Wal-Mart. Именно они доставили все необходимое людям, чью жизнь ураган перевернул вверх дном.

Розничный гигант был гораздо лучше подготовлен к возможным стихийным бедствиям, чем даже правительственные агентства по чрезвычайным ситуациям: в компании были заблаговременно разработаны протоколы, процедуры и планы, а также подготовлен специальный координационный центр, куда в случае чрезвычайной ситуации должна стекаться вся информация о работе сети.

Координационный центр начал свою работу еще 24 августа, когда тропический циклон “Катрина” был классифицирован как ураган. К пятнице, когда ураган дошел до Флориды, под началом Джейсона Джексона, директора по непрерывности бизнес-операций Wal-Mart, трудилось более 50 сотрудников компании – от экспертов по перевозкам до специалистов по минимизации ущерба.

В воскресенье, еще до того как “Катрина” нанесла свой сокрушительный удар по побережью Мексиканского залива, Джексон отдал приказ доставить предметы первой необходимости – от генераторов до сухого льда и питьевой воды – в регионы, близкие к тем, по которым должен был пройти ураган. Именно это позволило многим магазинам возобновить работу сразу после стихийного бедствия.

Затем, когда ураган вывел из строя компьютерную систему, которая следила за состоянием складских запасов в этом регионе, он сам принимал заказы от магазинов. Он лично распорядился еще раз заказать необходимые товары, такие как швабры и моющие средства. А в среду к супермаркетам, расположенным на пострадавшей территории и оставшимся без воды и света, понеслись сотни грузовиков с генераторами, водой и сухим льдом.

После того как налетел ураган, Джексону позвонил Брайен Бони, специалист по оценке ущерба. Бони вызвался проинспектировать магазины в пострадавшем районе. Он сообщил Джексону, что необходимо отправить полный грузовик с питьевой водой и льдом для полиции и спасателей.

Джексон отправлял грузовики с товаром и принимал заказы на срочные поставки в первые дни после урагана. Но параллельно он следил за тем, как проходит ураган у берегов Японии, где Wal-Mart принадлежит контрольный пакет акций местной торговой сети Seiyu. И прошлые выходные он провел за экраном компьютера – следил за ураганом “Офелия” у берегов Флориды.

“Люди знают, что найдут в Wal-Mart все необходимое, – рассказал Ричард Стинсон, управляющий супермаркета Wal-Mart в г. Лапласе. – Мы сделали все возможное, чтобы наши полки не пустовали”. Но все же не хватает швабр и тряпок, одноразовых тарелок и стаканов, носков, нижнего белья и надувных матрасов, заметил он.

В результате стихийного бедствия магазин, находящийся на центральной улице Лапласа, в пригороде Нового Орлеана, как и все его соседи, остался без воды и электричества. Из центра были присланы несколько специалистов, которые сумели организовать охрану здания и имущества. По ночам дежурство несла местная полиция.

Кризисный центр Wal-Mart организовал доставку генераторов и принял список товаров первой необходимости. Электричество в магазине появилось через четыре дня. Каждый день на работу выходило все больше сотрудников. Двое пришли сразу после того, как прошел ураган, еще 200 (из 407) явились на работу к концу недели. Пришли в этот магазин и те, кто работал в других супермаркетах Wal-Mart, которые больше пострадали в результате стихийного бедствия.

Сейчас в этот супермаркет, как и во многие другие в этом районе, стоят длинные очереди. Магазин не распродавал свой небольшой запас льда, используя его как холодную воду для тех, кто вынужден ждать под палящим солнцем. По просьбе местных правоохранительных органов Wal-Mart не продавала спиртные напитки первые три дня после открытия. Эдмунд Коллинз и его жена каждый день приходят сюда, чтобы пополнить запасы еды для своей семьи и 14 человек, которые сейчас живут в их доме. “Мы покупаем еду, чтобы выжить”, – говорит Коллинз.

Шериф Боб Бакли из г. Юнион-Пэриш может сказать о Wal-Mart только хорошее. Около 600 сотрудников правоохранительных органов собрались в г. Гонсалезе, чтобы начать спасательные работы, но у них не было самого необходимого. Они позвонили в Wal-Mart через день после урагана, а через два дня к ним пришли два грузовика фонарей, батареек, сухих пайков, защитных устройств и амуниции. “А на какой день в Юнион-Пэриш подоспели сотрудники Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям?” – “Кто?” – переспрашивает шериф Бакли. (WSJ, 12.09.2005, Полина Михалева)