Заморозить все


С начала этого года оптовые цены на бензин выросли на 45–50%, а розничные – на 16–21%. За последнюю неделю цены в Москве поднялись сразу на рубль – за литр Аи-92 на заправках теперь просят 17,7 руб. В понедельник ситуацию на топливном рынке обсуждали министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и топ-менеджеры “ЛУКОЙЛа”, ТНК-BP, “Роснефти”, “Сибнефти”, “Сургутнефтегаза” и “Татнефти”. После встречи нефтяные компании объявили, что готовы до конца года заморозить цены на бензин. По словам чиновника Минэкономразвития, с санкции президента переговоры правительства с нефтяниками шли последние три недели. “Надо было сбить накал недовольства депутатов и общества ростом цен на нефтепродукты”, – рассказывает чиновник. Попутно решалась задача удержать в конце года темпы инфляции. В обмен нефтяникам обещали, что до нового года чиновники решат проблему дифференциации НДПИ, отвязав формулу расчета от цен на нефть на мировом рынке. Чиновник Минэкономразвития уверяет, что договоренность о замораживании цен касалась как розничных, так и оптовых цен, ведь иначе вышел бы “скандал”. Впрочем, вопрос о замораживании оптовых цен на 40-минутной встрече у Христенко не обсуждался, говорит чиновник Минпромэнерго. А в выпущенном вчера пресс-релизе “ЛУКОЙЛа” речь шла об обязательстве не повышать только розничные цены.

Однако ФАС накажет нефтяные компании, которые заморозят розничные цены и отпустят оптовые, заявил вчера замруководителя антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Иначе, по его убеждению, независимые владельцы бензоколонок будут дискриминированы. Примеры уже есть. В ноябре прошлого года “ЛУКОЙЛ” опустил на рубль цену на бензин на своих заправках и заморозил их. В результате оптовые цены на его бензин стали выше розничных и трейдеры в регионах, где “ЛУКОЙЛ” силен, – Нижнем Новгороде, Волгограде, Перми – “стояли на грани катастрофы”, вспоминает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

То же самое ждет независимых трейдеров, которые сейчас занимают 60% рынка, и на этот раз, убежден исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. У вертикально-интегрированных нефтяных компаний есть возможность перемещать центры прибыли и работать на внутреннем рынке нефтепродуктов как с рыночной маржой, так и опускать ее до 0,5%, считает он. А Аркуша называет это “способом передела рынка”. При этом ФАС вряд ли поможет: за нарушение антимонопольного законодательства нефтяникам грозит штраф до 5000 МРОТ (около $18 000).

Не всем нефтяным компаниям понравилось заявление Голомолзина. “Одно ведомство требует одного, другое – второго, хотелось бы понять правила игры”, – заявил представитель “ЛУКОЙЛа” Дмитрий Долгов, компания которого пока не намерена замораживать оптовые цены на бензин. А “Сибнефть” готова не повышать и оптовые цены, говорит представитель этой компании Алексей Фирсов. Впрочем, по его мнению, они и так находятся на пике и без всякого вмешательства вряд ли будут расти. По словам представителя ТНК-ВР Ивана Гоголева, компания сейчас ведет работу, на каком уровне и где именно в цепочке остановить цены, но “попадать под антимонопольное законодательство не хотелось бы”.

В неофициальных беседах мнения нефтяников тоже расходятся. “Невозможно контролировать розничные цены и не контролировать оптовые – розница не выдержит”, – убежден сотрудник одной из крупнейших нефтяных компаний. А его коллега из другой компании считает, что ФАС стал рупором независимых продавцов, которые “привыкли получать огромную маржу”.

В любом случае владельцы независимых бензоколонок пострадают, только если оптовые цены на бензин начнут расти, замечает аналитик ИК “Тройка Диалог” Валерий Нестеров. “Но естественный максимум уже был достигнут, и вряд ли это случится”, – полагает он. Рыночных предпосылок для роста оптовых цен действительно нет, но ведь нефтяники могут попытаться компенсировать свои потери от фиксации цен на заправках, возражает аналитик ИК “Проспект” Дмитрий Мангилев.