Авиапром настраивают на утроение


Зампред Союза авиапромышленности Константин Крохин считает трехкратный рост производства в отрасли реальным: рост спроса на авиатехнику объективен, а купить нужное количество импортной техники перевозчики не смогут. “Этих средств достаточно для создания действительно нужных перевозчикам самолетов, но важно, чтобы они были правильно использованы”, – говорит начальник службы планирования и развития парка воздушных судов “Аэрофлота” Сергей Колтович. Значительная часть финансирования как по военным (Су-35), так и по гражданским программам предназначена для компании “Сухой”, где от комментариев отказались. “Все наши КБ и серийные заводы за исключением, быть может, “Сухого” уже доказали, что не могут ни спроектировать, ни построить серийно новый самолет”, – категоричен менеджер крупной авиастроительной корпорации.

О стратегии развития авиапрома до 2015 г., которую сегодня рассмотрит правительство, глава Минпромэнерго Виктор Христенко доложил президенту Владимиру Путину еще во вторник. Выполнять ее предстоит Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), указ о создании которой, по словам Христенко, будет подготовлен через две недели.

Главной проблемой отрасли, говорится в стратегии, является технологическое отставание от передового западного уровня и избыточные с советских времен мощности, не соответствующие спросу на российские самолеты. Рост финансирования как напрямую из бюджета, так и в виде поддержки лизинговых программ, экспортного кредитования и привлечения средств иностранных заказчиков должен помочь отрасли выбрать перспективные продукты. Авторы стратегии делят их на “переходные”, “нишевые” и “прорывные”,.

Как пояснил чиновник Минпромэнерго, под “переходными” понимаются уже готовые к производству или производимые самолеты и вертолеты, как, например, Ил-96, Ту-204/214. В военной авиации это глубокая модернизация Су-27 под названием Су-35 (или Су-27 БМ). “Нишевыми” чиновники назвали такие проекты, как российский региональный самолет RRJ, который планируется производить с 2008 г., и проект более крупного самолета МС-21 (замена Ту-154), который должен полететь в 2012 г., а также истребитель пятого поколения. Что же касается “прорывных”, совершенно новых проектов, то они пока существуют лишь в виде концепций и даже начать проектировать их Россия еще не готова. Это станет возможно, если благодаря “переходным” и “нишевым” проектам удастся сохранить авиапром и повысить его научно-производственный потенциал.

Впрочем эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает планы чиновников “более реальными, чем прежние”, но все равно слишком смелыми. Продать военных самолетов на $2 млрд, по его мнению, можно только в случае подписания новых контрактов с Китаем или резкого роста бюджетного финансирования.