Бизнес стал прозрачнее


Получить комментарии в “Пятерочке” вчера не удалось. Данные по финансовым показателям есть на сайте ритейлора, отмечает аналитик Альфа-банка Елена Бороденко, но меморандума, в котором раскрыты имена владельцев, нет. “Это странно, потому что компании обычно стараются предоставить информацию как можно большему кругу инвесторов”, – рассуждает она.

Индекс транспарентности, рассчитываемый Standard & Poor’s, растет четвертый год подряд и с 34% в 2002 г. поднялся до 50% в 2005 г. Компании стали оперативнее публиковать годовую финансовую отчетность, объясняют положительную динамику индекса аналитики S&P, увеличили объем информации на английском языке и заметно пополнили содержимое своих корпоративных веб-сайтов. Но при этом, отмечают они, рост происходил в основном за счет закрытых в прошлом эмитентов, пересмотревших свое отношение к инвесторам.

Основная заслуга принадлежит “Мечелу”, за год переместившемуся с 42-го на 3-е место (см. таблицу). Его прозрачность поднялась с 29% до 79%. Дело в том, что в ноябре 2004 г. компания в ходе IPO разместила на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) АДР третьего, самого высокого уровня. Положение обязывает – непрозрачным компаниям вход на американский рынок закрыт. Правда, руководитель отдела по связям с общественностью “Мечела” Алексей Сотсков утверждает, что прозрачность компании – не следствие, а причина листинга на NYSE.

Неплохие результаты продемонстрировал и Golden Telecom, повысивший прозрачность на 18 пунктов до 75% и переместившийся с 17-го на 5-е место. Чуть меньше – 13 и 11 пунктов соответственно прибавили “Ленэнерго” и “Силовые машины”. Заметных успехов добились также “Татнефть”, “Башнефть”, “Кузбассэнерго”, “Северсталь” и “Аптечная сеть 36,6”. Но, несмотря на это, все они остались далеко за пределами первой десятки. Их показатели прозрачности остались достаточно скромными, отмечают аналитики S&P.

А вот лидеры списка, констатируют исследователи, хотя и придерживаются стандартов раскрытия информации, приближающихся к передовой международной практике, перестали идти вперед. Например, самая прозрачная, по мнению S&P, российская компания – МТС улучшила свой прошлогодний результат всего на 6 пунктов. А показатели следующего за ней “Ростелекома” даже ухудшились: в 2004 г. он был открытым на 85%, а в этом – на 82%.

Самый низкий уровень раскрытия информации – в среднем 26% S&P зафиксирован по статье “Вознаграждение директоров и высшего руководства” (22% в 2004 г.). Да и прозрачность структуры собственности по-прежнему невелика – всего 49% против 48% год назад.

Отсутствие прогресса у лидеров не единственное, что беспокоит аналитиков Standard & Poor’s. Неожиданным для них стал тот факт, что последние строчки в списке заняли “Рамблер”, “Пятерочка” и “Евразхолдинг” – компании, которые в этом году провели IPO и получили листинг на Лондонской фондовой бирже. Компании раскрыли необходимую для этого информацию, признают исследователи, но сделали это в проспектах эмиссии, распространенных непосредственно среди инвесторов и направленных английскому регулятору – Управлению финансовых услуг (FSA), которое в отличие от SEC не публикует эти материалы в Интернете. Ни одна из компаний не разместила проспекты или содержащиеся в них данные на своем веб-сайте, подчеркивают они.

“Компания осознает проблемы и предпринимает шаги для повышения прозрачности, – уверяет вице-президент группы “Евраз” Ирина Кибина. – Наша цель – не только облегчить инвесторам доступ к информации, но и обеспечить им равные права”.